Ситуация с подготовкой пилотов для гражданской авиации в РФ становится критической.

В России за год после проверок, проведенных прокуратурой из-за ненадлежащего уровня подготовки и прочих нарушений, от полетов отстранили 425 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров. Об этом сообщил официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной. По его словам, подготовка пилотов является ключевым вопросом безопасности пассажирских перевозок, поэтому органы прокуратуры занимаются проверкой учебных заведений гражданской авиации.

«Росавиация аннулировала 160 летных иецхэиюн свидетельств», — рассказал он, добавив, что после проверок прокурорские акты реагирования были направлены в министерство транспорта, Росавиацию и Ространснадзор. Эксперт отмечает, что ситуация с подготовкой пилотов для гражданской авиации в РФ становится критической.

«Генеральная прокуратура держит на контроле устранение всех выявленных нарушений», — заверил Куренной. Чаще всего проблема кроется в недостаточной подготовке летных кадров. Такая тенденция негативно влияет на экономику отрасли.

СМИ отмечают, что в последние годы российские авиакомпании жалуются на отток пилотов в Азию из-за более высоких зарплат. Чтобы справиться с дефицитом кадров, некоторые перевозчики, в том числе из группы «Аэрофлот», подняли зарплаты пилотам и ввели разовые «подъемные». Авиакомпании также практикуют набор иностранных командиров воздушного судна.

Кроме того, после проверки, связанной с крушением Ан-148 «Саратовских авиалиний», были обнаружены проблемы с выдачей сертификатов российским пилотам. Оказалось, что Южно-Уральский университет, в котором учился один из пилотов разбившегося самолета, не имел сертификата авиационного учебного центра и утвержденной Росавиацией программы подготовки.

Ранее генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что с 2017 года в результате прокурорских проверок от полетов отстранены 550 пилотов. По его словам, в ходе надзорных проверок вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения.

Как пояснил главред отраслевого издания «Авиапорт» Олег Пантелеев, считается, что в среднем на одно воздушное судно (если мы говорим о магистральных самолетах) нужно порядка пяти экипажей.

«400 человек, если говорить о том, что это 400 командиров, — это 80 самолетов либо на земле, либо не приобретенных авиакомпанией. Если там равные пропорции капитанов воздушного судна и вторых пилотов, то делите пополам. Если это 400 вторых пилотов, условно, курсантов, недавно вышедших из учебных заведений, то радикального влияния на бизнес авиакомпании это не окажет», — поясняет эксперт.

Пантелеев отмечает, что дефицит летных кадров в российской гражданской авиации «совершенно очевидно» существует и «любое выбытие специалистов — это только обострение дефицита».