О закупках лекарств

С начала текущего года новый Федеральный Закон о контрактной системе расширяет возможности организационной деятельности, связанной с закупками лекарственных препаратов, а также определяет меры по их нормированию.

Если просмотреть результаты некоторых прошлогодних социологических опросов, оказывается, что, несмотря на достаточно крупные государственные вложения в модернизацию всей системы здравоохранения, только треть россиян удовлетворена качеством оказания медицинской помощи. Во многом эта неудовлетворенность увязывается с лекарственным обеспечением населения. Кроме того, осенние данные 2013 года, озвученные Контрольным управлением по результатам мониторинга государственных закупок, выявили огромный масштаб нарушений в ходе тендеров. Конкурсы по лекарственным средствам в их числе. С начала текущего года новый Федеральный Закон о контрактной системе расширяет возможности организационной деятельности, связанной с закупками лекарственных препаратов, а также определяет меры по их нормированию.

По поручению Президента, от Правительства РФ требовалась разработка перечня лекарств, закупаемых по торговым, а не по международным непатентованным наименованиям (МНН), а также обеспечение стандартов предельных значений начальной (максимальной) стоимости контракта. Эти вопросы решались в ряде постановлений 2013 года. В частности, установило предельные значения цены контрактов, поставив их в зависимость от средств, потраченных организацией на закупки в предшествующем году.

Однако перечня лекарств, закупки которых можно осуществлять по торговым названиям, пока нет. Существует лишь проект постановления Правительства РФ. Критерии мониторинга для выявления предельного значения цены определены приказом Министерства здравоохранения (№ 499), а система мониторинга также отсутствует. Этот вопрос очень важен. Поскольку лекарства продаются через тендер, то в нем выигрывает поставщик, предложивший самую низкую цену препарата с требуемым МНН. Но лекарства с одинаковыми МНН неодинаковы по терапевтическому эффекту и наличию вспомогательных веществ. Т.е. дженерики, отличающиеся от оригинального патентованного названия, экономят средства государства, но при этом могут снижать уровень оказания медицинской помощи, удлиняя срок лечения или эффект от приема.

Поэтому закупка по торговым наименованиям лекарств, включенных в реестр ЖНВЛП, будет возможна и для запатентованных препаратов, и для средств, замена терапевтического действия которых нерациональна. Таким образом, работа над законодательным обоснованием и регулированием закупок, использования, обращения лекарственных препаратов в России продолжается.