Жизнь человека XXI века насыщенна информацией. Каждый день мы воспринимаем, анализируем и передаем огромные объемы данных. Но есть люди, которые должны не только легко ориентироваться в информационном потоке, но и обрабатывать сведения в больших объемах, передавать их, да еще и научить этому других. Кто они? Это педагоги.

Секреты работы учителя с информацией: искать, анализировать, систематизировать

По-видимому, никто не будет отрицать, что профессия учителя нуждается в особенном умении работать с информацией. Учителя читают справочную и художественную литературу, следят за новостями, много общаются с разными людьми. Периодически проходят учитель начальных классов переподготовка. Готовясь к одному только занятию, они могут «перелопатить» огромные массивы данных.

Какими принципами пользоваться, ища материал для урока, просматривая литературу или подбирая задания для ученических работ?

Четкие вопросы

В первую очередь, нужно как можно четче сформулировать вопрос, на который мы хотим найти ответ. От этого зависит, что будем искать, и в каком объеме. Например, формулировка «Критическое мышление школьников» не является конкретным – мы не сможем понять, идет речь о методах формирования, средствах, технологиях, принципах или особенностях критического мышления школьников. Однако формулировка «Педагогические условия формирования критического мышления учеников начальной школы» существенно суживает круг поиска.

Систематизация

Читая любой текст, одновременно прорабатывайте и систематизируйте информацию. Помечайте материал, который содержит определения, или то, что можно применить как иллюстративный или вспомогательный, а также то, что сейчас неактуально, однако может быть использовано в дальнейшем. Разработайте свою систему символов и отметок, с помощью которых будет удобно ориентироваться в накопленных массивах данных. Необходимые сведения выделяйте цветом или шрифтом, храните специальными блоками или в отдельных файлах.

Система фиксации материалов

Обязательно разработайте удобную систему фиксации и хранения материалов. Довольно часто, ища информацию, мы встречаем другую, интересную, в которой пока не нуждаемся, но храним на «потом». Она накапливается, загромождает компьютер, а затем забывается, и о ней напоминает только переполненный жесткий диск. Поэтому нужно определиться, что хранить в печатном виде (например, конспекты уроков), а что – в электронном (презентации, видео- и аудиоматериалы к занятиям).

Облачные технологии

Современные облачные технологии позволяют накапливать большие объемы данных и не перегружать компьютер. Создайте себе хранилище, где в соответствующих папках в постоянном доступе будет находиться информация, которая касается предметов, которые вы ведете. И обязательно здесь будет папка «Разное» или «Другое», куда мы будем складывать все, что планируем использовать потом. Только не забывайте время от времени удалять из нее файлы, поскольку возможности интернета тоже не безграничны.

Как анализировать полученную информацию?

Обязательно определите:

  • Какова точка зрения автора?
  • Насколько она совпадает с вашей?
  • Какие факты в подтверждение своей точки зрения приводит автор?
  • Как и где можно применить приведенную автором информацию?
  • В конце непременно нужно выяснить, в какой мере полученные сведения отвечают сформулированному вопросу, чего еще не хватает.

Как не стать жертвой неправдивой информации?

Получив любые сведения, непременно спросите себя:

  • Почему я считаю, что полученные данные правдивые и достоверные?
  • Что убедило меня в этом?
  • Каким образом они касаются той проблемы, которую я исследую?
  • Какого объема данных достаточно?
  • Отвечает ли полученная информация начальной цели поиска?
  • Насколько она необходима мне?
  • Не пропускаю ли я чего-то важного, беря много лишнего?

Конечно, предлагаемые советы не смогут в полной мере решить всех проблем педагогов, связанных с обработкой и хранением информации. Но они точно облегчат вам жизнь и, возможно, даже помогут выкроить время для любимых дел и отдыха.

Оставить комментарий

avatar