Автомобилю «Победа» исполнилось 75 лет
Ровно 75 лет назад рабочие Горьковского автозавода изготовили первые серийные автомобили «Победа». Да, модель с индексом ГАЗ-М-20 была очень сырой, и называть выпуск серийным можно было только очень условно. Но для всей страны выпуск нового автомобиля был настоящим праздником – ведь Великая Отечественная Война закончилась всего 14 месяцев назад. И цифра в почти 250 000 выпущенных за 12 лет «Побед», сейчас выглядящая мизерной, в те годы выглядела действительно показателем массовости производства.
Почём продавали «Победу»?
Байку о том, как новую послевоенную модель автомобиля хотели назвать «Родина», да И. В. Сталин-де не позволил Родину продавать, давно опровергли. Название «Победа» было утверждено на специальном заседании, посвящённом послевоенному развитию автопрома. Совещание состоялось 3 марта 1943 года. Кстати, показатель устойчивости той страны – ещё из-под Сталинграда не всех пленных фашистов вывезли, а уже думали, какие машины будем в мирное время производить!
Победу продавали за кругленькую сумму в 16 000 рублей. Рублей ещё сталинских, которые Хрущёв потом разделит на 10. Средняя зарплата в промышленности в те годы постоянно росла и с 650 рублей в конце 1940-х выросла до 780 в 1954, при подоходном налоге в 8%. При этом ежегодно в апреле снижали цены примерно на 4/5 всего ассортимента магазинов.
Как продавали
Но обладания нужной суммой было мало. В свободную продажу «Победы» поступали примерно до 1951 года. В первом в СССР автомагазине по адресу ул. Бакунинская, 21, открывшемся 1 сентября 1948 года, машину можно было поначалу купить практически как и любой другой товар, как тогда говорили, «повышенной сложности». Покупатели заходили посмотреть, прицениться, выбрать, «примерить» — посидеть за рулём, расплатиться, если понравится, и забрать через пару часов.
Сначала продавались автомобили двух моделей: 40 000 стоил ЗиМ, а за 9 000 можно было купить 401-й «Москвич». «Победа» сразу перетянула на себя все симпатии – и относительно недорогая, и выглядит как лимузин. Тут ещё и завод постепенно разогнался и начал действительно массовый выпуск. Но для удовлетворения спроса массовости этой катастрофически не хватало. Магазин сначала превратился в витрину, потом в контору по выписке документов, а потом дом, в котором он располагался, и вовсе снесли. Сейчас там проходит Третье транспортное кольцо.
Продавали те «Победы», которые не распределялись по госучреждениям и не уходили на экспорт (а они уходили даже в Англию и Бельгию), по разным схемам. В основном, через предприятия. На завод или фабрику выделялось какое-то количество машин, счастливчикам через какое-то время приходили открытки с датой покупки и суммой. В назначенный день они ехали в Южный порт на складскую площадку и там выбирали автомобиль.
Недостатки «Победы»
Конечно, «Победа» была не идеальным автомобилем. Динамика не соответствовала даже тогдашним средним требованиям, прежде всего, из-за большого веса несущего металлического корпуса и относительно слабого мотора. Но что характерно, претензии самых первых потребителей динамики как раз и не касались. Сетовали, в основном, на качество сборки. Сетовали настолько серьёзные люди, что директора завода уволили, и даже под министром Акоповым шаталось кресло. Но выводы были сделаны. Вторая серия пошла значительно лучше, и даже маршалы перестали жаловаться на низкую крышу – им уже не приходилось снимать фуражки. Конструкторам дали Сталинскую премию.
«Победа» представительского класса
За исключением динамики и качества сборки, «Победа» была автомобилем мирового уровня. Об этого говорили электрические указатели поворотов, стеклообдув, отопление, осветительный плафон, штатное радио и другие передовые опции.
Кроме уже упомянутого экспорта, нужно упомянуть и то, что поляки, дёшево получив лицензию и документацию, поставили в автомобиль два мотора, назвали его Warszawa и выпускали до 1973 года, всего собрав 253 000 штук – больше, чем оригинальных «Побед».
А в нашей стране эта машина до сих пор остаётся культовой, клубы любителей «Победы» объединяют десятки владельцев этих уже раритетных автомобилей.