Государственный долг Московской области и объем расходов на его обслуживание остаются на экономически безопасном уровне, несмотря на негативное влияние пандемии коронавирусной инфекции на доходы региона и нагрузку на бюджет в 2020 году. Показателями безопасного уровня долга являются не только общий объем, но и разумная стоимость его обслуживания, а также сбалансированная структура без пиков платежей.

В ближайшие три года Министерство экономики и финансов Московской области продолжит проводить взвешенную долговую политику, направленную на обеспечение оптимальной структуры заимствований по видам инструментов и срокам их погашения, на привлечение необходимых объемов краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также на оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга региона. В 2021 году ожидается рост налоговых и неналоговых доходов на 8,5% к уровню 2020 года, что позволит сократить дефицит бюджета, покрываемый за счет заимствований.

В 2020 году из-за пандемии бюджет Московской области недополучил 48 млрд рублей доходов, в то время как дополнительные расходы на COVID составили более 90 млрд рублей, которые в том числе были обеспечены за счет облигационных займов, бюджетных и коммерческих кредитов. Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции и необходимость интенсивного социального и экономического развития привели к росту госдолга в 2020 году на 91,8 млрд рублей.

Тем не менее, фактическое исполнение бюджета Московской области в 2020 году и плановые показатели по бюджету 2021 – 2023 годов находятся в пределах требований Бюджетного кодекса РФ. Отношение долга к налоговым и неналоговым доходам в 2020 году составило 50,9%, при допустимом Бюджетным кодексом РФ уровне – не более 100%. Уровень расходов на обслуживание долга в 2020 году составил 1,6% при допустимом значении – не более 10%. По прогнозу отношение государственного долга Московской области к налоговым и неналоговым доходам в 2022 и 2023 году не должно превысить уровень в 50%.

Подмосковье сохраняет низкий уровень расходов на обслуживание долга – 1,6%. В 2020 году удалось снизить средневзвешенную ставку с 6,9% до 5,3%. Такие результаты были достигнуты благодаря регулярной работе по оптимизации структуры долга, в том числе по замещению более «дорогих» заемных средств более «дешевыми» в зависимости от конъюнктуры рынка.

Общая экономия по обслуживанию госдолга в 2020 году составила 1,7 млрд рублей. Коммерческие кредиты в объеме 28,9 млрд рублей со ставками 6,16%-6,3% были замещены бюджетным кредитом со ставкой 0,1%, что позволило сэкономить 290,9 млн рублей. Дополнительно привлеченный кредит из федерального бюджета в объеме 34,2 млрд рублей позволил снизить рыночные заимствования и сэкономить 1,1 млрд рублей. Перекредитовка в наиболее благоприятный период коммерческих кредитов со ставками 6,3% — 7,73% на кредиты со ставками 5,98% — 6,3% в объеме 70,8 млрд рублей позволила сэкономить 251,6 млн рублей.

Выбор оптимального окна для размещения долгосрочных облигационных займов позволил Подмосковью выпустить бумаги по одним из самых низких процентных ставок на рынке – 5,75% и 5,95%.

В 2021 году Подмосковье будет активно использовать ценные бумаги как инструмент привлечения заемных ресурсов, планируется размещение до 60 млрд рублей. Окончательный выбор инструментов привлечения заемных средств будет определяться исходя из анализа фактической конъюнктуры финансовых рынков и стоимости заемных средств.

Пандемия отразилась и на бюджетах муниципалитетов: в 2020 году доходы остались почти на уровне 2019 года.По итогам 2020 года объем муниципального долга вырос на сумму чуть более 2,8 млрд рублей до 24,1 млрд рублей. При этом средний уровень муниципального долга остался на безопасном уровне (18,5%). Министерство экономики и финансов Московской области контролирует динамику муниципального долга и в ближайшие три года продолжит работать с муниципалитетами над снижением стоимости заемных средств и ограничением новых заимствований.

Несмотря на все вызовы 2020 года и негативные последствия пандемии на экономику региона и РФ в целом, кредитные рейтинги Московской области остались на высоком уровне, сохранен высокий уровень долговой устойчивости. Область остается 2-м месте по уровню рейтингов среди регионов РФ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии