Наталия Масленкина: Проект бюджета Подмосковья на 2022-2024 годы подготовлен исходя из национальных целей и задач устойчивого развития экономики региона
Сегодня в Московской областной Думе прошли публичные слушания по проекту закона Московской области «О бюджете Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Исполнение социальных обязательств, устойчивое экономическое развитие региона и сохранение сбалансированности бюджетной системы – приоритеты бюджетной политики на ближайшие три года.
Бюджетную и налоговую политики и параметры регионального бюджета определяют ключевые показатели прогноза социально-экономического развития.В основе проекта бюджета — базовый сценарий развития региона, который отражает сложившуюся тенденцию развития экономики области.
Несмотря на сложный 2020 год Московская область сохранила лидирующие позиции по многим экономическим показателям, и оценка итогов текущего года показывает возвращение на традиционные для региона среднегодовые темпы докризисного роста. На бюджетный цикл 2022-2024 годов по основным показателям прогнозируется устойчивый рост.
Промышленность в 2024 году достигнет объема в 5,8 трлн рублей. По прогнозу, среднегодовые темпы роста в 2022-2024 годах составят более 10%.
Инвестиции к 2024 году ожидаются в объеме 1,5 трлн рублей со среднегодовым темпом роста более 4%.
За 3 года планируется ввести почти 23 млн кв. метров жилья, таким образом среднегодовые темпы строительства снизятся на 4,1%.
За счетроста потребительского спроса, расширения продаж через Интернет, ввода в эксплуатацию объектов с использованием внебюджетных инвестиций оборот розничной торговли в 2024 году составит 4,4 трлн рублей со средним приростом в 2022-2024 годах – 5,9%.
В 2024 годах уровень безработицы составит 0,5%. Этому будут способствовать в том числе реализация программ по переобучению безработных граждан и граждан, находящихся в поиске работы, а также программ по субсидированию найма.
Динамика основных социально-экономических показателей определяет параметры бюджета на 2022-2024 годы. Доходы бюджета на 2022 год планируются в объеме 763 млрд рублей, с ростом к уточненным показателям 2021 года на 5%. Налоговые и неналоговые доходы на 2022 год прогнозируются в объеме 690 млрд рублей с ростом к оценке текущего года на 9%. Налоговые доходы традиционно составляют основу бюджета – в 2022 году их доля 97% или 668 млрд рублей в общем объеме собственных доходов.
В структуре собственных доходов бюджета лидирующее место занимают налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, на долю которых приходится 73% поступлений бюджета Московской области. В 2022 год налог на прибыль ожидается в объеме 269 млрд рублей с ростом к 2021 году на 11,4%. Налог на доходы физических лиц в 2022 году составит 236 млрд рублей с ростом к 2021 году на 9,7%.
Безвозмездные поступления на 2022 год в настоящий момент ожидаются в размере 73 млрд рублей.
Расходы бюджета запланированы в объеме 807 млрд рублей, из них 734 млрд рублей собственных средств, что выше показателей текущего года на 11% (расходы консолидированного бюджета Московской области в 2022 году превысят 1 трлн рублей).
Как и в предыдущие годы, в приоритете – социально значимые и первоочередные расходы, в текущем году их доля составляет 84%. Наибольшие объемы средств направляются в бюджетную сферу, меры социальной поддержки, на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Уровень дефицита бюджета составит 6% к собственным доходам бюджета.
Расходы бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов формируются в рамках 19 государственных программ, по 12 государственным программам в 2022 году предусмотрено увеличение финансирования. Всего за счет собственных средств будет профинансировано 734,3 млрд руб.
Основные расходы за счет собственных средств бюджета Московской области в разрезе государственных программ:
При планировании расходов по мероприятиям госпрограммы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» учтено финансирование по 188 объектам, в том числе по 50 вводным – всего 42,7 млрд рублей, с увеличением к 2021 году почти на 69%. Наибольший рост расходов запланирован по объектам образования, здравоохранения и спорта.
В рамках финансирования госпрограммы «Социальная защита населения Московской области» расходы на меры социальной поддержки граждан составят 57,5 млрд рублей, с ростом на 10,2 млрд рублей. На оказание государственных услуг в сферах социального обслуживания и занятости населения планируется направить 18 млрд. рублей.
Почти в 2 раза (до 9,5 млрд руб) в следующем году возрастут расходы госпрограммы «Экология и окружающая среда Подмосковья», прежде всего за счет увеличения финансирования мероприятий по рекультивации полигонов ТКО.
По госпрограмме «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2 млрд рублей увеличатся расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры – в целом они составят 6,2 млрд рублей. На реализацию федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Чистая вода» предусматривается 1,6 млрд рублей.
В рамках госпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» в 2022 году планируется расселить жилые помещения общей площадью 84,5 тыс кв.м, на что предусматривается 3,8 млрд рублей. Это больше текущего года на 3,1 млрд рублей.
В целях реализации мероприятий по повышению уровня цифровизации отраслей социальной сферы и экономики увеличены расходы по госпрограмме «Цифровое Подмосковье» – на 1,1 млрд рублей, в том числе на 0,5 млрд рублей увеличатся расходы на создание и развитие информационных систем.
В рамках государственной программы «Культура Подмосковья» в целом с ростом на 0,4 млрд рублей предусматриваются расходы на капремонт и техническое переоснащение 8 объектов, проведение работ по сохранению 11 объектов культурного наследия.
В 2022 году вырастут расходы на содержание 25 учреждений спорта – на 0,5 млрд рублей, предусмотрен капремонт 3 муниципальных спортивных объектов в рамках государственной программы «Спорт Подмосковья» с общим объемом финансирования в 2022 году 6,6 млрд рублей.
Предусмотренные по госпрограмме «Управление имуществом и финансами» расходы на обслуживание государственного долга Московской области уменьшатся в 2022 году на 0,7 млрд рублей – с 14 млрд рублей до 13,4 млрд рублей.
Поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие подотраслей растениеводства и животноводства, поддержка малых форм хозяйствования в АПК – приоритетные расходы госпрограмм «Предпринимательство Подмосковья» и «Сельское хозяйство Подмосковья», которые в целом составят в 2022 году 10,6 млрд. На развитие подотраслей растениеводства и животноводства в целом будет направлено 2,7 млрд рублей, а на строительство молочных и тепличных комплексов, 3 заводов по производству сыра – 1,5 млрд рублей.
В рамках госпрограммы «Безопасность Подмосковья» продолжится финансирование мероприятий по развертыванию системы «Безопасный город» и Системы -112 с общим объемом запланированных средств 1,7 млрд рублей.
По государственной программе «Образование Подмосковья» на 3,2% увеличится объем субвенции на образовательный процесс до 110,8 млрд рублей. Расходы на содержание 40 государственных колледжей и 5 вузов, запланированные в объеме 13 млрд рублей, увеличатся на 15,8%. В два раза возрастет финансирование на ремонт образовательных учреждений и выкуп помещений для детских садов – до 6,4 млрд рублей.
В рамках государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» в 2022 году продолжатся работы по благоустройству общественных территорий, в том числе парков культуры и отдыха с общим объемом финансирования 3,7 млрд рублей, на ремонт дворовых территорий планируется направить 1,2 млрд рублей. Новым направлением госпрограммы станет планирование расходов на благоустройство лесопарков, на что в 2022 году будет выделен 1 млрд рублей.
На улучшение жилищных условий молодых семей, детей-сирот, участников социальной ипотеки и многодетных семей в рамках госпрограммы «Жилище» предусматривается 5,7 млрд. рублей.
По госпрограмме «Здравоохранение Подмосковья» 45,4 млрд рублей запланирован на страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения составят 35 млрд рублей, на лекарственное обеспечение – 15 млрд рублей.
В 2022 году более чем в 2 раза до 8,3 млрд рублей возрастут расходы на капитальный ремонт медицинских учреждений в рамках программы «Наша поликлиника». Средства на закупку нового оборудования, в том числе 101 тяжелого оборудования, предусмотрены в объеме 9,4 млрд рублей, с ростом относительно 2021 года в 1,4 раза.
По государственной программе «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» основные расходы будут направлены на предоставление льгот по проезду – 24 млрд рублей, содержание и ремонт сети автомобильных дорог – 19,5 млрд рублей, строительство автомобильных дорог – 27,9 млрд рублей.
Проектом закона Московской области о бюджете Московской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов планируется предоставить городским округам в 2022 году межбюджетных трансфертов в общем объеме 223,3 млрд рублей, в том числе: дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 3,4 млрд рублей, иные дотации – 0,3 млрд рублей, субсидии – 94 млрд рублей, субвенции – 123,3 млрд рублей, иные межбюджетные трансферты – 2,3 млрд рублей.