Как нужно готовить врачей: система здравоохранения в Англии
Перед специалистами, с другой стороны, стоят свои проблемы. Им труднее чувствовать в условиях, когда они выполняют свою ограниченную роль в рамках высокоорганизованного процесса, ту приверженность к местной общине, приверженность сугубо личного порядка, которую трудно выразить словами, но которая от этого не становится менее реальной. Профессия врача стоит перед опасностью превращения в один из безликих элементов нашего индустриального общества, в такой, скажем, как работа водопроводчика или инженера-электро-ника, и врачи должны решить, хотят ли они стать высококвалифицированными техниками или же пользующимися доверием и уважением практиками в области, которая предполагает не только техническую экспертизу, но и другие обязанности.
Публика вправе требовать экспертизы. Это гораздо более знающая и образованная публика, чем раньше — как в биологии, так и в других предметах. Мы также должны признать тот факт, что медицинская наука теперь является более точной, чем раньше, так что какое бы определение профессии врача на будущее мы ни давали, ясно одно — он должен быть хорошо знаком с точными науками. Но пациент также ждет — и тоже с полным правом, — чтобы врач во время лечения относился к нему как к личности.
Как же должны мы готовить наших врачей? Или, если сформулировать вопрос иначе, следует ли в системе медицинского образования делать больший упор на приобретение знаний или же на подготовку врачей для работы в местных общинах? Есть ли надежда на улучшение существующего положения в обоих отношениях?
Недавно представила свой доклад Королевская комиссия по медицинскому образованию. Доклад, во-первых, отверг идею, что должен быть один высокий и другой, более низкий уровень в подготовке медиков. Во-вторых, в нем предлагалось, чтобы университетский курс был в основном общеобразовательным: «Целью программы курсов до получения университетской степени должна быть не подготовка квалифицированных специалистов-врачей, а образованного человека, который получит квалификацию в результате дальнейшей подготовки».
Комиссия придерживается того мнения, что функцией первоначальной подготовки врача является научить его думать и стимулировать его интерес к знанию, а не начинять его фактами, которые следует запомнить. Считается, что объем знаний сейчас столь обширен, что невозможно поглотить даже небольшую толику того, что известно. Если в молодом враче воспитали вкус к познанию, то он будет стремиться к продолжению своего медицинского образования и в послеуниверситетский период, а фактически — всю свою активную жизнь, независимо от того, работает ли он в больнице или принимает пациентов на дому. Эти рекомендации, которые отражают общую тенденцию в области высшего образования в Англии, направлены на то, чтобы исключить профессиональные аспекты медицинского образования из программы основного университетского курса (который охватывает пять лет обучения).
Это противоречит системе традиционной подготовки в английской медицине, в которой всегда делался большой упор на профессиональное обучение и которая была основана на системе ученичества. Согласно Комиссии, дальнейшая подготовка, после которой врач сможет работать по своей специальности, будет занимать период после получения университетской степени, когда будет осуществляться специализация (даже общая практика станет одной из специальных дисциплин), причем это займет еще пять-шесть лет. В течение этого времени молодой врач будет находиться при больнице под руководством специалистов и ему будет гарантировано время как для занятий, так и для выполнения практической работы.