Крупнейшая поисковая система и интернет-портал России предлагает банкам интересную услугу: давать оценку кредитоспособности клиентов. Это делается совместно с несколькими наиболее крупными бюро кредитных историй, а для анализа каждого человека учитывается и сравнивается более одной тысячи различных показателей. Представители «Яндекса» отказались раскрывать подробности и детали, но дали возможность узнать общую картину происходящего.

яндекс

На днях «Яндекс» и пара самых больших кредитных бюро (КБ) в нашей стране запустили общий проект, позволяющий удаленно оценивать финансовые возможности потенциальных заемщиков. Это делается с помощью всех данных, собираемых поисковой системой и интернет-порталом. Представитель одного КБ подтвердил информацию о происходящем, второго – отказался. Зато подтвердили факт запуска проекта в самой компании «Яндекс», пишет сегодня издание РБК.

Как это работает

В Объединенном кредитном бюро (ОКБ) рассказали, что для оценки способности выплаты по кредитам клиента используют «смешанный» скоринг. При этом компании доступна только своя информация. Бюро кредитов располагает информацией о кредитах, а у «Яндекс» есть полные статистические данные потенциального заемщика. Общая оценка производится именно на основе аналитики поисковой системы. Аналитики говорят, что проект может оценить около 95% клиентов.

«Яндекс» имеет доступ к запросам пользователя, к его браузеру, месту нахождения и передвижения, сервису «Яндекс.Деньги». Система знает, какие товары мы выбираем, где и когда покупаем ж/д или авиабилеты, туристические путевки. В курсе поисковик, где мы работаем и какую ищем недвижимость, как часто заказываем такси, бронируем места в ресторанах и так далее. То есть, о клиенте известно то, чего он сам не может сказать о себе.

Полные данные не представляются

Все это позволяет построить обезличенные данные о клиенте. Все они проходят обработку в автоматическом режиме, находятся и хранятся зашифрованными. Кредитное бюро не получает полной информации, ему предоставляется лишь общую оценку. Он выводится из более чем одной тысячи различных данных клиента. Не раскрывается, каких именно. При этом оценка от «Яндекса» не влияет на скоринговый балл от кредитного бюро. Он имеет рекомендательный характер.

От КБ «Яндексу» достаточно получить электронную почту и телефонный номер клиента. После чего машинный алгоритм на основе искусственного интеллекта строит собственную оценочную модель. Далее получается общая цифра, усредненный процент кредитоспособности. Сами система не понимает, по какому именно человеку получен запрос. Данные клиента не передаются. Грубо говоря – наш рейтинг оценивает ИИ, а не люди.

Кому это выгодно?

В первую очередь эта услуга востребована банками. Опрошено более 20 кредитных организаций. Почти все знают про новый сервис, некоторые его уже используют. Другие работают с похожими программами, но не имеющими отношения к «Яндексу». Практически все представители банков назвали новую систему очень перспективной, дали ей высокую оценку и предположили дальнейший успех в развитии. Многие не исключают, что скоро присоединятся к системе.

Уточняется, что получить данные по-совместному скорингу можно только после получения согласия пользователя. И это не страхует банки от различных рисков. А вот если клиенту отказали в выдаче займа на том основании, что он часто ищет в поисковике пивные, то это может являться поводом для судебного иска и разбирательства со стороны потенциального заемщика. Но если брать в целом, сегодня сложно в полной мере оценить все положительные и негативные моменты нового сервиса.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии