Альтернативный подход к борьбе с коррупцией
Почти год назад президент США Барак Обама использовал свое долгожданное выступление в Гане для решения вопроса, с которым на африканском континенте все слишком хорошо знакомы: коррупция. «Ни одна страна не сможет обеспечить благосостояние, если ее лидеры будут эксплуатировать экономику для своего собственного обогащения», — заявил Обама в своей речи в парламенте Ганы.
С тех пор вопрос о коррупции стал еще более острой проблемой, решение которой больше нельзя откладывать, и не только в Африке. На этой неделе визит в Вашингтон президента Афганистана Хамида Карзая подчеркнул тот факт, в какой степени правительство США озабоченно процветающей афганской коррупцией, отодвинув на задний план военные приоритеты.
Уникальный эксперимент в области управления государством и постконфликтного восстановления в Западной Африке может предоставить альтернативный подход к борьбе с коррупцией, который предлагает более ощутимые результаты.
В Либерии постепенно проходит период постоянных жестоких беспорядков. В 2005 центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» поставил страну на 137 позицию из 158 в ежегодном рейтинге индекса восприятия коррупции (ИВК). В том же году Афганистан был размещен на 117 месте. К 2009 году Либерия уже занимала 97 место из 180, в то время как Афганистан скатился на 179 позицию.
Агентство США по международному развитию и его партнеры обратились к радикальному плану ГЕМАП, программе оказания помощи в сферах государственного и экономического управления.
Правительство Либерии, несомненно, заслужило свое место в рейтинге 2005 года. Бывшему президенту Джуде Брайанту до сих пор предъявлены обвинения за присвоение $1,3 млн. за то время, когда он возглавлял переходное правительство с 2003 по 2006, хотя он был оправдан в мае прошлого года по аналогичным обвинениям, связанных с хищением $ 1 млн. Брайант был вынужден подписаться на ГЕМАП, т.к. ему были поставлены условия, если он не сделает этого, Либерии будет отказано в международной помощи. Первичная задача переходного правительства состояла в том, чтобы подготовиться к справедливым и мирным демократическим выборам.
Сторонники ГЕМАП посчитали увеличение поступлений в государственную казну с $84,5 млн. в 2005—2006 годах до прогнозируемых $347 млн в 2010—2011 годах, как признак успеха программы. Большая часть этого роста, однако, пошла от налогов и таможенных пошлин. Хотя доходы от государственных предприятий, находящихся под ГЕМАП, значительно улучшились, только два из них поспособствовали росту государственного бюджета в 2008 году на сумму менее $ 3 миллионов.
Однако у программы есть свои критики. Генеральный ревизор Либерии Джон Морлу, чья заработная плата выплачивается Европейским союзом, глубоко скептически относится к тому, удалось ли ГЕМАП укрепить потенциал государственных нужд для борьбы с коррупцией: «ГЕМАП не очень многое сделать в плане подготовки либерийцев сделать абсолютно базовый набор вещей. Наше министерство финансов после 3 лет работы программы все еще не может сделать основной выверки банковских счетов».
Поэтому еще не известно, насколько подобный подход к борьбе с коррупцией будет эффективен применительно к другим государствам, у которых свои методы правления.
Can Liberia's Anti-Corruption Program Serve as New Model?
Возможность, которую не должны упустить настоящие меломаны: приемлемая, удовольствие сверхъестественное! Одним с самых запоминающихся туров нашего времени.