На воде, в небесах и на суше: Америка продолжает давить
Инфляция в Соединённых Штатах достигла невиданного там уровня в 6%, хвалёные законопроекты президента Байдена всё глубже увязают в Сенате, в стране не хватает более 70 000 водителей грузовиков, но для Белого дома главной проблемой, судя по всему, является Россия. Американские военные корабли исследуют Чёрное море, авиация барражирует у российских границ, госсекретарь Блинкен обещает поставлять на Украину оружие и полностью интегрировать её в евроатлантические структуры.
На этом насыщенная повестка дня 10 декабря не закончилась. Уже ближе к утру по московскому времени американское агентство Bloomberg, сославшись на источники в администрации Байдена и Евросоюзе, сообщило, что рассматривается вопрос о санкциях против «Аэрофлота», якобы перевозящего мигрантов в Белоруссию. После этого с жёсткими заявлениями выступили российские официальные лица, а акции «Аэрофлота» подешевели почти на 3%.
Им нужна победа…
Понятно, что президенту Байдену, рейтинг которого сокращается на глазах, нужно как-нибудь хотя бы затормозить падение своей популярности. Раньше американские президенты с этой целью затевали небольшую победоносную войну, и общество взбадривалось, забывая о безработице или росте цен. Но раньше существовали и противники для таких войн, либо поддерживаемые Советским Союзом, либо до наглости независимые (обычно из-за нефти, очень удобное сочетание).
Теперь же и напасть толком не на кого – политика почти всех стран, за исключением России и Китая, отличается только скоростью и точностью исполнения указаний из Вашингтона. На евразийскую парочку нападать себе дороже, поэтому остаётся гадить по мелочам: то с Тайванем лобызаться, то Украине оружие и членство в НАТО обещать, то рассказывать, что Россия «может и должна» устранить энергетический кризис в Европе. Победить не получится, но решимость и непреклонность будут продемонстрированы.
Глубина полёта мыслей
Возможности санкционного давления на Россию фактически исчерпаны. Если не принимать во внимание военные методы, остались совсем уж экзотические, вроде озвученных агентством Bloomberg ограничений на полёты «Аэрофлота». На возможность таких ограничений сразу отреагировали в Совете Федерации. Там напомнили, что международные авиарейсы осуществляются по двусторонним договорам, нарушение которых приведёт к ответной реакции – Россия закроет своё небо для иностранных бортов. А их через территорию страны с учётом контролируемой Арктики и трансполярных рейсов, пролетает ни много ни мало, а 150 тысяч в год.
Профессиональные политики могут многое
Несмотря на очевидную абсурдность и убыточность, возможность введения санкций полностью исключать нельзя. И даже не потому, что Байден, Блинкен или кто-то в руководстве ЕС действуют, ведомые какой-то особой злобностью или русофобией. Им просто невдомёк работа экономики и даже её сегментов. Странами сейчас руководят люди, не имеющие опыта какого-либо производительного труда вообще.
В Советском Союзе любили к месту и не к месту помянуть, что президент Рейган был киноактёром. Так он был киноактёром в те времена, когда им платили недельную ставку, заставляя сниматься порой в пяти фильмах одновременно, тот ещё творческий труд. Американские президенты воевали, руководили корпорациями, были действующими юристами. Билл Клинтон на учёбу в университете зарабатывал сам.
Нынешние же президенты и премьеры другой породы. Джо Байден, несмотря на свой возраст, не работал ни дня – после окончания университета он почти сразу стал сенатором. Блинкен, получив образование, сразу полез в политику. Бориса Джонсона выгнали из «Таймс» за профнепригодность, он потом работал журналистом, но «цепным псом» – писал пасквили о тех, на кого укажут. Единственное место работы французского президента Эмманюэля Макрона, помимо политики – «помощник философа», полтора года стажа.
Вот такие люди и принимают решения, после которых у них от санкций у самих убытки, десятков тысяч водителей не хватает, пустые полки в магазинах, а в негритянские и арабские районы полиция не суётся. Эффективность решения для них не важна, важна политическая правильность. Так что и санкции против «Аэрофлота» могут ввести, авиакомпании и так убытки из-за пандемии терпят, потерпят ещё немного.