Главным фактором выбора маршрута самолета являются экономические расчеты авиакомпаний. Пилоты могут отклоняться от него только по прямой опасности. Катастрофа MH17 заставляет задуматься над этими правилами.

krusheniye samoleta v ukraine

Самолеты Air France, British Airways, Singapore Airlines и ряда других авиакомпаний уже давно осуществляют свои полеты в обход кризисной зоны над Восточной Украиной. Другие авиалинии, например, немецкая Lufthansa, изменили маршруты своих рейсов из Европы в Азию лишь несколько дней назад, после падения Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», в результате которого погибли почти 300 пассажиров и членов экипажа.

Авиаперевозчики прибегли к таким изменениям, ведь были вынуждены это сделать – воздушное пространство над Восточной Украиной сейчас полностью заблокировано для полетов. Закрытие пространства для гражданской авиации над такой большой территорией – ситуация необычная.

Имеет пилот последнее слово?

Но нужно летать над кризисной зоной, если это разрешено? Для авиакомпаний здесь говорится о вопросах поиска компромисса между безопасностью пассажиров и экономической выгодой. Журналист и эксперт в вопросах авиации Тим ван Беверен считает, что многие авиакомпании сознательно идут на риски, чтобы сэкономить деньги. «К сожалению, в авиации денежный фактор играет большую роль», — сказал он.

Перевозчики действительно постоянно думают о средствах, потому и рассчитывают кратчайший путь из пункта А в пункт Б. Но имеет ли экипаж самолета право повлиять на маршрут? Имеет, говорит ван Беверен: «Как пилот я всегда имею возможность сказать, что не согласен с маршрутом, который проходит мимо кризисной зоны». Это подтверждает и Кен Томас из Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль). По его словам, при выборе маршрута полета пилот имеет последнее слово.

В случае грозы или другой острой опасности решение об изменении курса самолета не представляет никакой проблемы. Но если пилот перед отлетом говорит своему работодателю, что не хочет лететь над какой-то конкретной территорией, то он должен иметь при этом сильные аргументы, чтобы убедить шефа, говорит пилот Lufthansa Йорг Гандверг. Особенно, по его словам, это касается ситуаций, когда другие коллеги пилота или другие авиакомпании через эту зону летают.