В настоящее время потребности личности, общества и государства – с одной стороны, и бурное развитие информационных технологий – с другой, ставят вопрос о переходе к оказанию государственных услуг в электронном виде на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это ни что иное, как переход к электронному правительству в России.

План перехода на предоставление в электронном виде муниципальных и государственных услуг разработан и в муниципальном образовании Город Волгодонск. О том, как осуществляется его реализация, рассказывает начальник отдела информационных систем и технологий Администрации города Павел Козодёров:

Вся работа нашего отдела и в целом администрации города в этом направлении строится на следующих нормативно-правовых актах: постановлении Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет; Федеральном законе от 27.07.2010г. N 210-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, распоряжении от 14.09.2010 №136 и постановлении Администрации города Волгодонска от 13.11.2010 г. №3055. В соответствии с ними администрацией города взят курс на перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для чего проводится такая широкомасштабная, я бы даже сказал, глобальная работа? С целью обеспечения гарантий реализации конституционного права волгодонцев на получение полной, своевременной и объективной информации через средства массовой информации, а также для обеспечения доступа населения к качественным и современным телекоммуникационным услугам. Создание электронного правительства также повысит эффективность системы как государственного, так и муниципального управления за счёт внедрения в деятельность власти информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время созданы и действуют три основных информационных ресурса, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в электронном виде, доступные, в том числе и волгодонцам: это Федеральный портал Государственных и муниципальных услуг ; Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области, предоставляемых органами исполнительной власти нашего региона http://www.pgu.donland.ru/; сайт Администрации города Волгодонска .

В результате проделанной работы утверждён реестр государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению. На данный момент в Реестр муниципальных услуг (функций) администрации города Волгодонска входит 65 муниципальных услуг, 24 функции и 67 госуслуг по различным сферам жизнедеятельности. Принципиальное отличие этих трёх разделов услуг в том, что исполнители, предоставляющие эти услуги, разные, да и финансируются они из разных источников.

Коротко поясню, что такое предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме — это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием порталов государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Теперь о предоставляемых услугах. Предусматривается два вида услуг. 1. Информационные услуги, определяемые как услуги, не связанные с изменением информации о гражданине в информационных системах поставщиков услуг. 2. Операционные услуги, определяемые как услуги, предполагающие изменение информации о гражданине в информационных системах поставщиков услуг в соответствии с утвержденным административным регламентом оказания данной услуги.

В рамках этой серьёзной большой работы отдел информационных систем и технологий Администрации города готовил нормативно-правовую базу, вёл реестры, наполнял и поддерживал в актуальном состоянии портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области, работал с региональными органами исполнительной власти.

С помощью созданной системы потребитель услуг уже сегодня может получить сведения о местонахождении учреждений/организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги; об услугах, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, в частности о правилах и процедурах реализации прав на них, включая стандартизированные формы заявлений, списки необходимых документов и учреждений, в которые следует обращаться; о доступных через информационные системы государственных и муниципальных услугах и правилах их предоставления; получать персональные данные из информационных систем поставщиков услуг например, сведения об отчислениях в Пенсионный фонд, об уплате налогов, и т.п.

Также хочу обратить внимание горожан, что не все государственные и муниципальные услуги могут быть предоставлены в электронном виде. Но в любом случае, с помощью информационных ресурсов можно сократить время на походы по инстанциям и звонки по телефону, получив грамотную и полную консультацию не выходя из дома, по Интернету.

Для наглядности коротко расскажу, что можно ожидать от посещения портала государственных и муниципальных услуг. Услуги предоставляются как физическим, так и юридическим лицам. Срок исполнения у каждой услуги свой. На портале вы найдёте не только весь перечень услуг и сможете выбрать необходимую именно вам информацию, но и получите полный перечень документов, который вам нужно собрать для получения услуги.

При этом портал обеспечивает защиту ваших персональных данных. А для облегчения заполнения форм запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг пользователю предлагаются подсказки, образцы заполнения документов и другая справочная информация.

Государственные и муниципальные услуги предоставлялись и раньше, например: перевод помещения из нежилого в жилое и наоборот, предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Но сейчас, с переводом их в электронный вид, потребителю понадобится минимум времени и усилий для получения необходимых справок и на оформление документов. Конечно, при этом хотя бы один раз, но придётся прийти к исполнителю, предоставляющему услуги предъявить оригиналы ,затем получить оформленные документы.

Переход к электронному правительству будут осуществляться поэтапно (всего 5 этапов, сейчас освоены два первых). В дальнейшем потребитель сможет:

— формировать запросы на услуги; получать уведомления о ходе исполнения соответствующего административного регламента, включающего, в том числе, необходимые действия государственных и муниципальных служащих, а также стадиях и ожидаемом сроке его завершения (с 2012 года);

— получать результат выполнения услуги (в случаях, допускаемых действующим законодательством) в виде электронного документа, целостность которого подтверждается электронной цифровой подписью, в остальных случаях в форме уведомления о том, где и когда можно получить готовый документ (с 2014 года).

Таким образом, можно сделать вывод, что план перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде администрацией города Волгодонска выполняется в полном объеме. Первый ощутимый результат борьбы с бюрократией, бумажной волокитой и проволочками, позволит сократить до минимума пресловутые очереди в учреждениях, исключается также и коррупциногенный фактор.