Александр Школьник: Подростки завоёвывают медиапространство
Что могло бы послужить универсальной площадкой, способной помочь детям и взрослым услышать и лучше понять друг друга? Ответ вроде бы напрашивается сам собой: огромное медиапространство, в котором сосуществуют и телевидение, и кинематограф, и Интернет, и радио, и печатные издания. Но есть ли у детей возможности найти свое место на этой территории? Не источник развлечения, а именно место, где они могут стать равноправными участниками коммуникаций, чей голос не потеряется на общем фоне? И какую роль в этом могут сыграть взрослые? Прояснить положение дел мы решили, пообщавшись с создателем агентства ЮНПРЕСС и Лиги юных журналистов России, президентом Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президентом компании «Мультимедиа Холдинг», членом попечительского совета Фонда поддержки детей Александром Школьником.
ТОЧКИ ДОСТУПА В MEDIATERRA INCOGNITA
– Александр Яковлевич, на первый взгляд создается впечатление, что дети и подростки сегодня мало включены в формирование медиасреды. Так ли это?
– Ошибаетесь, современных подростков все меньше устраивает роль потребителей информации, предлагаемой «взрослыми» СМИ. Молодых не устраивает, что их чаще всего не спрашивают, чего они хотели бы сами, о чем думают, ответы на какие вопросы ищут в общении с родителями, педагогами, своими ровесниками. Поэтому ребята сами активно завоевывают медиапространств
– Так может, взрослым стоит взять инициативу на себя и придать процессу системный характер?
– Мы эту тему активно «продвигаем». Сейчас нами реализуется большая программа совместно с Департаментом образования Правительства Москвы. Наша задача в том, чтобы у детей была возможность буквально с первого класса учиться ориентироваться в информационном пространстве, критически относиться к информации, самим ее производить. В каждом округе Москвы уже определены «медиаточки» – телестудии, пресс-центры, редакции газет, в том числе школьных. Они станут координационными
– Программа, о которой вы говорите, будет реализовываться в столице. А что происходит за ее пределами?
– Об этом можно судить на примере «Бумеранга». Десять лет назад – в этом году форум будет юбилейный – все начиналось как разовое мероприятие, собравшее возникшие на нашем горизонте детские коллективы. Сейчас это целое движение, почти 25 тысяч мальчишек и девчонок, которые ежегодно участвуют в 20 партнерских фестивалях регионального, межрегионального уровня, присылают свои сюжеты на заочный конкурс. Авторы лучших работ – порядка 400 человек, представляющие кино- и видеостудии разных регионов – приезжают в «Орленок». Вот и считайте, сколько реально действующих «медиаточек» уже существует по стране в школах, при дворцах творчества, при региональных телекомпаниях и редакциях газет. И каждая из них, заметьте, имеет свою аудиторию. Так что возможности проявить себя в медиатворчестве у детей уже есть. Им нужны лишь поддержка и содействие взрослых.
НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ
– В чем же состоит первая задача взрослых? Разглядеть в тинейджере способности?
– Надо понимать, что медиатворчество – своего рода субкультура, которая существует в подростковой среде независимо от наших суждений и оценок. Поэтому если, скажем, трое ребят вдруг решили выпускать газету или сделать сайт, то им просто надо дать такую возможность. Это очень важный момент социализации подростка, его шанс почувствовать себя значимым членом общества, научиться доходчиво, аргументированно излагать свою позицию, а также находить единомышленников
– То есть, главное – не мешать и обеспечить технически? Скромная роль.
– Почему же только «не мешать и обеспечить»? Есть возможность вызвать ребят на откровенный разговор о чем-то важном для нас, взрослых. Без давления, ненавязчиво и деликатно…
– Например, «подбросив» тему для сюжета?
– Мы каждый год для «Бумеранга» стараемся найти новые темы, затрагивающие и детей, и взрослых. И в этом плане для нас очень ценны идеи, рождающиеся в партнерстве с Фондом. В 2013 году мы предложили ребятам снять ролики о детском телефоне доверия 8-800- 2000-122, рассказать, с какими проблемами они могли бы туда обратиться. В прошлом году мы задали тему «Хорошая семья – счастливые дети!», вместе собирали видеоальманах «Калейдоскоп семейных историй». В него вошли лучшие работы о солидарности поколений, о взаимопонимании между взрослыми и детьми, об отношениях между братьями и сестрами, о том, какие поступки родителей больше всего обижают детей, о ярких впечатлениях, связанных с мамой, папой, родными. И мы в очередной раз убедились, что у детей свой, нестандартный взгляд, позволяющий отмечать моменты, на которые взрослые не обращают внимания. Некоторые из этих роликов можно найти на портале «Я – родитель» в разделе «Дети о детях» и получить хорошую пищу для размышлений.
В этом году мы объявили конкурс «Мне не все равно!». В нем в номинации «Я отвечаю за то, что происходит вокруг» участвуют снятые детьми игровые или документальные фильмы, телесюжеты, социальные ролики, мультфильмы, посвященные поступкам ребят с активной жизненной позицией, их участию в жизни своей семьи, класса, школы, района, целого города. В другой номинации – «Шаг навстречу» оцениваются видеоматериалы о том, как можно помочь ребятам, оставшимся без попечения родных, тем, кому тяжело из- за проблем со здоровьем, тем, кто пострадал от насилия и жестокости, или тем, кто совершил правонарушение, но не хочет больше повторять такой ошибки. Думаю, эти работы будут не менее интересны и для самих ребят, и для взрослых.
УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ
– «Бумеранг» часто называют творческой мастерской, которая объединяет воспитанников детских видеостудий со всей страны и профессионалов, готовых делиться своими знаниями. Как ребята принимают своих наставников?
– Для них очень значимо мнение настоящих мастеров, которых мы приглашаем. И тут самое главное – не спугнуть. Поэтому мы очень внимательно подходим к выбору взрослых, приглашаем мастеров, которые не мэтрствуют, не наставляют, умеют найти с детьми общий язык. Это позволило ввести на «Бумеранге» одну очень хорошую практику. Уже третий год мы формируем из ребят и профессионалов творческие тандемы, и они прямо там, на фестивале, снимают коротко- метражные фильмы. На равных, как партнеры. И взрослый, опытный профессионал в работе передает свои знания, которые юный коллега легко усваивает и перенимает. Кстати, многие мастера приезжают на «Бумеранг» не только ради желания пообщаться с ребятами, провести для них мастер-класс. Знаю, что Сергей Мирошниченко – один из самых титулованных кинодокументалис
– Если о том, чтобы дать подросткам профессиональные ориентиры, речь не идет, то прививать определенные нравственные ценности занятие медиатворчеством
– Это совсем иное дело! Для нас как организаторов форума, крайне важно, чтобы ребята не просто самовыражались. Мы стараемся заложить в них чувство ответственности за то, что происходит вокруг, привить доброе, без всякого пафоса отношение к своей стране и к людям, особенно к тем, кому реально тяжело. Тут наши интересы абсолютно совпали с интересами Фонда: нам важно научить ребят говорить искренне и честно о трудностях, с которыми им и их сверстникам приходится сталкиваться в жизни, научить не оставаться равнодушными, искать возможности бескорыстно помочь друг другу. Радует, что темы, которые ребятам предлагает для конкурса Фонд, находят у них живой отклик. Готовя сюжеты, ребята обращают внимание на то, что рядом есть люди, которым нужно и можно помочь, на события, происходящие в родном городе, начинают размышлять о ценностях большой семьи, об ответственной миссии, определяемой емким словом «родитель», и других серьезных материях. По сути, они отмечают то, что хотели бы изменить в сегодняшней действительности
ПРЕСС-ДОСЬЕ
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ШКОЛЬНИК
Родился 25 марта 1964 года в Нижнем Тагиле. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Кандидат педагогических наук. В 1991 году переехал в Москву, где стал ведущим детских программ РГТРК «Останкино» (Первого канала) «Школьные новости», «Новости для молодых», «Шпаргалка». С 1999 года — продюсер детского вещания ОРТ (Первого канала). С 2006 по 2007 год – член Общественной палаты Российской Федерации. С 2008 по 2009 год – член Совета Федерации ФС РФ, входил в состав Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества, Комитета по образованию и науке. С 2012 года по настоящее время – президент компании «Мультимедиа холдинг», которая входит в пятерку крупнейших радиокорпораций России и объединяет один из самых известных радийных брендов «Наше Радио», станции Вest FM, ROCK FM, Radio Jazz и ULTRA (работает в режиме интернет-вещания