Ровно 90 лет назад, 5 февраля 1932 года, в малом зале Уфимского дворца искусств (ныне это — всеми любимый Башкирский государственный театр оперы и балета) состоялся его первый спектакль «Репка». А появился театр кукол благодаря стараниям известной русской художницы, учительницы рисования, народной художницы Башкирской АССР Марии Николаевны Елгаштиной. Она и стала его первым директором, художником и режиссёром…

В начале своего творческого пути театр кукол состоял, помимо Елгаштиной из художницы Ольги Штейнкопф, старшей дочери Марии Николаевны Зинаиды (ставшей впоследствии известной балериной) и актрисы Гамбары Мансуровой (которая впоследствии организовала башкирскую труппу театра). Труппа стала называться Республиканским объединённым театром кукол.  Мария Елгаштина  проработала в созданном ею театре до 1955 года.

Особая страница в жизни Башкирского государственного театра кукол связана с выступлениями уфимских кукловодов на Карельском фронте в годы Великой Отечественной войны. Как только началась война, актёры театра кукол сразу ушли во фронтовые бригады.

Во время пребывания на Карельском фронте коллективу приходилось работать в трудных условиях, в неприспособленных помещениях, передвигаться по лесам и болотам. Артисты стойко переносили все тяготы фронтовой жизни, после утомительной дороги давали концерты и спектакли, подбадривая растерянных детишек, заставляя смеяться раненых бойцов…

  В 1961 году главным режиссёром театра стал Иван Федотович Кулага, которого пригласил директор театра Кашфельгилем Файрушевич Гадельшин. Кулага оказался прекрасным театральным педагогом, он сразу же взялся за профессиональное обучение артистов. Иван Федотович воспитал целую плеяду кукловодов, которые были готовы к выполнению задач любой сложности. Старшее поколение зрителей, конечно же, сразу вспомнит этих талантливых лицедеев, настоящих мастеров сцены, безгранично влюбленных в профессию: Рамиля Искандарова, Галину Мошкину, Александру Корнееву, Надежду Костусенко, Кима Надыршина, Веру Киселёву, Елену Егорову, Розу Валееву, Гульсум Хусаинову, Фидая Шайсултанова, Владимира Коноплева, Руфину Нассонову, Айрата Ахметшина, Венеру Рахимову и пришедших в театр позже выпускников Уфимского училища искусств (курс Кашфельгилема Гадельшина) Розалию Самигуллину, Аллу Петрову,  Миндигаян Сафину,  Исрафиля Шарипова,  Рустэма Халилова.

Чуть позже труппу театра пополнили Фатых Давлетбаев, Рамиля Кубагушева, Альбина Шумячер , Фанис и Ануза Имамутдиновы, Геннадий Ивакин.

В 1972 году в Башкирский государственный театр кукол пришёл режиссёр Владимир Штейн – ученик выдающегося театрального деятеля, народного артиста СССР Сергея Образцова. Именно с приходом Владимира Михайловича Башкирский государственный театр кукол завоевал невероятную популярность не только в Уфе, но и далеко за её пределами. В самолётах, следующих рейсом в Уфу, стюардессы среди достопримечательностей города называли Башкирский государственный театр кукол и его «звёздный» репертуар.

Спектакли  Штейна составляют «золотой фонд» театра: «Божественная комедия», «Белый пароход», «Не бросай огонь, Прометей!», «Галима» («Черноликие»), «Коня диктатору», «Чёртова мельница», «Звёзды над пустыней» («Маленький принц») и другие. Билеты на эти спектакли раскупались на месяц вперед, а перед началом зрители спрашивали друг у друга в очереди лишний билетик.

С этими спектаклями театр кукол один за другим покорял театральные фестивали на родине и за рубежом. Но, пожалуй, самой важной оценкой творчества БГТК того периода являются слова Сергея Образцова о спектакле «Белый пароход»: «Глядя на ваш спектакль – я учился. Оказывается, средствами театра кукол можно ставить и трагедии!»

 

   По приглашению Штейна в театре появились молодые выпускники Горьковского театрального училища: Светлана Курепина, Антонина и Юрий Заяц, Владимир и Наталья Гаранины, Игорь и Людмила Капатовы, а в конце 70-х годов Владимир Штейн пригласил в театр педагога Уфимского государственного института искусств, заслуженного артиста Башкирской АССР Павла Романовича Мельниченко.

В ноябре 1976 года Башкирский государственный театр кукол пригласил зрителей в свой новый дом по адресу: Проспект Октября, 158.

   Павел Романович Мельниченко поставил на сцене театра кукол целый ряд великолепных спектаклей, вошедших в золотой фонд театра. Среди них: «Альмандар из деревни Альдермеш» Туфана Миннуллина, «Эгле — королева ужей» Владимира Миодушевского по одноименной поэме литовской поэтессы Саломеи Нерис, «Лисистрата» Аристофана, «Озеро заколдованного коня» Газима Шафикова по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр», «Индийская легенда» Натальи Гусевой и Святослава Потабенко по древнеиндийскому эпосу «Рамаяна», «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Кто заплетает гривы лошадям» по пьесе Владимира Тихвинского и Марка Азова, «Мичек-Фличек» Яна Малика.

   В 1982 году Владимир Штейн и Павел Мельниченко выпустили из стен Уфимского государственного института искусств актёров башкирской и русской трупп для театра кукол. Семнадцать выпускников актёрского факультета впервые в истории театрального образования в Республике Башкортостан, получили профессиональную квалификацию «артист театра кукол». И труппа с удовольствием приняла в свои ряды талантливых и амбициозных Артура Байкова, Лялю Булатову, Гульнару Валитову, Ольгу Дудка, Александра Резниченко, Ольгу Шарафутдинову, Виталия Щербакова,  Гульназ Гильманову.

Спектакль Башкирского театра кукол «Индийская легенда», поставленная по мотивам древнеиндийского эпоса «Рамаяна», по праву входит  в  золотой фонд театрального искусства.

Премьера постановки состоялась в далёком 1987 году. Эта совместная работа двух мастеров: театрального педагога, режиссёра, заслуженного деятеля искусств БАССР Павла Мельниченко и знаменитого художника, заслуженного деятеля искусств БАССР Наиля Байбурина была сразу же очень тепло принята зрителями и пользовалась неимоверным успехом.  Труппа театра трижды выезжала с ним на гастроли в Индию, где была удостоена Государственной премии Индии имени Джавахарлара Неру за укрепление индийско-советской дружбы. Башкирский театр кукол и поныне остаётся единственным в России обладателем этой почётной награды Индии.

 

  В 1991 году главным режиссёром Башкирского государственного театра кукол стал народный артист Российской Федерации Айрат Ахметшин. Он привлекал к работе над постановками самых разных режиссёров, в том числе и драматических, а также дал старт режиссерской деятельности актёрам театра.

В репертуаре по-прежнему появляются новые названия, преимущественно для детей: «Сладкий пирог» Юрия Елисеева, «Весёлые игры с Букой» Михаила Супонина, «Клочки по закоулочкам» Григория Остера, «Батыр әтәс» («Храбрый петух») Наиля Гаитбая, «Һарнуш» («Харнуш») и «Шүрәленең төнгө уйындары» («Ночные игры Шурале») Наиля Байбурина, новая «Дюймовочка» Ханса Кристиана Андерсена, «Кошки—мышки» Ефима Чеповецкого, «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя.

Труппу театра пополнила новая плеяда выпускников Уфимского государственного института искусств: Айгуль Валеева, Оксана Канчурина, Ольга Штырляева, Екатерина Кочурова, Светлана Мотина, Ксения Соловьева, Руслан Хаматдинов и Азат Ямуров.

В 2001 году главным режиссёром Башкирского государственного театра кукол стала ученица Владимира Штейна Гульнара Валитова.

Гульнара Анваровна дала путёвки в жизнь двум поколениям кукольников, став руководителем курса артистов-кукольников Уфимского государственного института искусств, выпускники которого пополнили труппу театра и успешно продолжают в нём работать и сегодня: Альбина Давлетбакова, Светлана Имамутдинова,  Альберт Имамутдинов,  Гузель Мухамедьянова,  Илюза Мухитова,  Диля Муллабаева.

Спектакли, поставленные Гульнарой Валитовой, радовали не одно поколение маленьких уфимцев: «Али-баба и сорок разбойников», «Аминбек», «Долгое-долгое детство», «Мөғжизәләр илендә» («В мире волшебства»), «Волшебные салазки Янсары», «Косолапому не спится» и многие другие…

В 2011-2015-е годы Башкирский государственный театр кукол возглавлял Ильмар Альмухаметов.  С его появлением в театре появилось место самым разным творческим экспериментам: дважды театр кукол с успехом проводил свой фестиваль – Окружной фестиваль театров кукол «Театральное Поволжье» — «Ниточка», а при постановке спектаклей всё больше стали использоваться всевозможные технографические новшества: световые спецэффекты, лазерные технологии, песочная анимация.

С лёгкой руки Ильмара Альмухаметова труппа театра пополнилась новой плеядой кукольников, выпускниками Уфимского государственного института искусств.

Сегодня Башкирский государственный театр кукол возглавляет Альберт Имамутдинов. С отличием окончив Уфимский государственный институт искусств, он стал артистом-кукловодом, но в скором времени, почувствовав тягу к режиссуре, поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

Подобно многим своим предшественникам, Альберт Альфритович тяготеет к экспериментам. Он постоянно находится в творческом поиске, в своих постановках следует тенденциям современного театра: в его спектаклях артисты работают не только с куклами, но и выступают в поле драматического театра, танцуют, поют и общаются со зрителями со сцены.

Памятуя о популярности, которая была достигнута в 70-80-е годы прошлого столетия, сегодня коллектив живёт устремлениями, ориентированными на современные веяния, не забывая заботиться о сохранении традиций. В данный момент на театральном факультете Уфимского государственного института искусств обучается целевой курс по специальности «Актёр театра кукол». Мастер — народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова. Выпускники этого курса через два года, по окончании института, будут приняты на работу в Башкирский государственный театр кукол.

В театре кукол нет «второстепенных» профессий. Все – административная часть, артисты, художники, реквизиторы, монтировщики, осветители, звукорежиссёры, пошивочный и столярные цеха, технические службы, хозяйственная часть, кассиры, администраторы, билетёры и охрана – каждый из них служит одному и очень любимому делу, в котором все они одинаково важны и необходимы.

90-летие театра совпало с масштабной реконструкцией здания театра, которая начнётся вот уже совсем скоро, и принять любимых зрителей в родных стенах Башкирский государственный театр кукол сможет лишь в 2024 году. 

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии