5 марта в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась опера «Риголетто» Джузеппе Верди по остросюжетной драме В.Гюго «Король забавляется» (либретто Ф.Пиаве). Дирижировать оперой специально был приглашен дирижер из Италии Джован Баттиста Д’Аста – главный дирижер итальянского симфонического оркестра Ars Antiqua и оркестра Артуро Тосканини (Палермо).

Редакции портала «Культурный мир Башкортостана» посчастливилось побеседовать с гостем из Италии и задать ему несколько вопросов (не без помощи переводчика). Получив разрешение обращаться к маэстро просто Джовани, мы начали беседу.

Джовани, расскажите, пожалуйста, о своем творческом пути

Родился я в городе Палермо. Обучался композиции, хоровому дирижированию и дирижированию оркестром в учебных академиях Италии. Также брал мастер-классы у мастеров, которые обучались дирижированию в России, в Санкт-Петербурге. Первым моим музыкальным инструментом была труба, а когда уже учился на композиции, то обязательной была игра на фортепиано. С 1997 года являюсь основателем, генеральным менеджером и руководителем музыкальной академии Ars Antiqua. Сейчас в академии я занимаюсь управлением оркестра. Кстати говоря, по моему возвращению в Италию, там начнется Фестиваль барочной музыки.

Вы впервые в Уфе?

Нет, в Уфе я был еще в 2007 году. Приезжал в Башкирский театр оперы и балета дирижировать в опере «Травиата» (Дж.Верди). Тогда мы познакомились с Аскаром Абдразаковым, который после нашей совместной работы приехал ко мне в Палермо и выступил в театре Массимо. И вот, спустя тринадцать лет, я снова в Уфе. Кстати говоря, с вашим городом меня связывает еще одно событие: в сентябре прошлого года в театре де Вердура в Палермо мы выпустили премьеру современной оперы «Пиноккио» композитора Антонио Черекола (режиссер – Дзенони Бенедитто). Тогда на роль Лучинолло мы пригласили баса Башкирской оперы Артура Каипкулова.

Изменилась ли для Вас Уфа?

В моем графике пока не было столько времени, чтобы прогуляться по городу. Но уже точно могу сказать, что внешне Уфа изменилась. Она стала современной, элегантной, появилось много транспорта, сильное движение (смеется). После оперы у меня будет один день до отлета, поэтому всю пятницу я в роли туриста постараюсь посетить главные достопримечательности Уфы.

Вы выступаете с многочисленными европейскими оркестрами в разных городах Италии – Палермо, Неаполе, Катании, Сиракузе, Сорренто, Триесте. Плодотворно сотрудничаете со всемирно известными итальянскими театрами и симфоническими оркестрами. Часто ли Вы в качестве дирижера выступаете именно в России?

В России приходится выступать не так часто, но хотел бы, конечно, чтобы приглашали почаще. Хочу сказать, что мне нравится работать с оркестрами восточной Европы, я вижу в них профессионализм и серьезное отношение к своей работе, к музыке.

А что Вы скажете о музыкантах оркестра нашего оперного театра?

Мне очень приятно с ними работать. Они профессионалы своего дела, большие музыканты.

Ваш творческий репертуар включает сочинения А. Вивальди, Дж. Верди, Ф. Шуберта, С. Прокофьева, И. Стравинского, С. Слонимского. А сколько раз Вам приходилось дирижировать оперой «Риголетто»?

Оперой «Риголетто» мне уже приходилось дирижировать более 10 раз – в Палермо, Лиссабоне (Португалия), различных городах Италии, Испании, в Кишинёве (Молдавия), Болгарии, Франции.

Какая работа сейчас в планах?

Начинаю у себя на родине работу над новой оперой, которая не ставилась в Италии 70 лет, – «Сесилия» Личинио Рефиче (современник Пучини). Тогда, 70 лет назад, партию Сесилии исполняла итальянская оперная певица Рената Тебальди.

Что для Вас лично быть дирижером?

Неслучайно я выбрал дирижирование, вместо того, чтобы стать профессором по теории композиции. Мне нравится находить в музыкальных текстах композиторов то, что сотворило их сердце. Мне нравится интерпретировать то, что тот или иной композитор заложил в свое произведение. Я безумно счастлив, что у меня есть такая возможность передать и донести слушателям мысли, чувства автора, заложенные в их сочинениях.

Спасибо большое Вам за беседу!

«Культурный мир Башкортостана»

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии