Сегодня, 3 марта, в республике вспоминают выдающегося башкирского композитора, заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, лауреата премии имени Д. Шостаковича, имени Г. Саляма, международных конкурсов в Праге и премии «Филантроп» Салавата Низаметдинова. 

Салават Ахмадеевич Низаметдинов родился 3 марта 1957 года в многодетной семье шахтёра в поселке Миндяк Учалинского района. В семилетнем возрасте он был отдан в Уфимскую школу-интернат для слепых детей. Самой большой радостью для мальчика стали занятия музыкой. Он пел в хоре интерната, с интересом осваивал – баян, домру, кларнет, трубу. Когда Салавату исполнилось 11 лет, его приняли в только что открывшийся филиал детской музыкальной школы № 1, в класс баяна и композиции.

В 1977-1982 годах в институте искусств с ним стал заниматься доцент кафедры композиции Евгений  Земцов. Педагог пробудил у начинающего композитора любовь к стихам. Именно под влиянием Евгения Николаевича  С. Низаметдинов много сочинял. Всё это привело начинающего композитора к первой значительной победе: в 1979 году на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге ему была присуждена третья премия за романсы на стихи А. Блока. Позднее, в 1988 году, на том же конкурсе С. Низаметдинов был удостоен второй премии за вокальный цикл «Черновик» на стихи Ники Турбиной.

По окончании института искусств композитор поступает в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) к профессору Генриху Литинскому, которому впоследствии посвящает Струнный квартет до-минор.

В 1983 году Салавата Низаметдинова принимают в Союз композиторов СССР, а в 1988 году он получает золотую медаль Выставки достижений народного хозяйства за вокальную симфонию «Разговор с Салаватом».

Жанровый диапазон творчества С. Низаметдинова охватывает оперы и симфонии, хоры и романсы, музыку к драматическим спектаклям и эстрадные песни. Однако центральное место в композиторском «багаже» принадлежит музыке к слову.

Композитора притягивает поэзия М. Лермонтова и А. Блока, С. Есенина, Микеланджело Буонаротти и О. Хайяма, Н. Турбиной и П. Ронсара, поэтов Башкортостана – М. Карима, Ш. Анака, А. Атнабаева, Р. Гарипова. В музыкальных интерпретациях литературных первоисточников на протяжении творческого пути постепенно вырисовывается своего рода автопортрет композитора, его собственное миропонимание, главная установка. Это – обязательство перед жизнью, тема назначения мастера и его искусства, и – как результат – появление триады: «Художник – Искусство – Жизнь».

Впервые она прозвучала в вокальной симфонии «Разговор с Салаватом». В опере по трагедии М. Карима «В ночь лунного затмения» она сделалась лейтмотивом любви героев, послужила импульсом для создания «Кантаты по случаю», прославляющей бессмертного Ф. Шаляпина (на стихи Я. Полонского, С. Маршака, В. Бокова), цикла для тенора «Парнас» (на стихи Р. Гамзатова, Д. Кугультдинова, М. Карима). Мучительные поиски смысла жизни, жажда общения и понимания сближают стихотворения Р. Гарипова (хоровой цикл «Пять размышлений») с поэзией М. Лермонтова («Записки в альбом»), своеобразно резонирующей в стихах юной Ники Турбиной («Черновик» для сопрано).

Искусство наделяет мир своими вдохновенными созданиями духовной красоты в гармонии с красотой природы. Это становится заповедной областью светлой лирики в музыке композитора. Об этом говорит композитор в опере «Memento» страстно, с трагической обнаженностью предупреждая об экологической катастрофе духовности.

В «Memento» аккумулирована главная тема его творчества, философская и гражданская позиция композитора и его выбор в искусстве. О неодолимых вечных ценностях, принадлежащих человечеству на все времена, говорят в опере Сократ и Платон, Хайям и Микеланджело, Лермонтов и Есенин. Их голоса слышит композитор и отвечает им своим хоровым рефреном. В завершении оперы он звучит особенно красиво и просто, – как песня о чистом небе, прозрачных водах, первой девичьей любви…

В этой опере Салават Низаметдинов подтверждает свою приверженность к жанровому и стилевому плюрализму. Строгая графичность («Сократ») сочетается с пышным восточным многоцветней («Омар Хайям»), бальный полонез, вальс, элегический романс и монолог в традициях русской музыкальной классики XIX века («Лермонтов») сменяется задумчивой русской песней и блоком частушек, речевок, лозунгов и обрывков революционных песен, агрессивно заполонивших Россию 1920-х годов («Есенин»).

Опера «Наки» – последнее завершенное произведение Салавата Низаметдинова.   Премьера оперы состоялась 25 и 26 декабря 2009 года в Башкирском государственном театре оперы и балета. Почти три года композитор трудился над оперой «Накú», которую завершил весной 2009 года. Либретто написано Рустэмом Галеевым по одноименной пьесе Артура Сакаева.

Произведение состоит из двух действий и шести картин, по жанру его смело можно назвать психологическо-мистической драмой. Главные герои новой оперы Низаметдинова – это одни и те же души людей, которые возвращаются на землю в разные временные эпохи. Композитор признался в одном из интервью, что сам верит в то, что жил когда-то в прошлом и будет жить в будущем. В опере сначала представлена жизнь людей в древние времена, а потом эти же люди – в настоящее время. И если души их остаются прежними, то поступки и идеалы меняются. Тот, кто был прославленным воином, в наши дни теряет волю, тот, кто верил в себя и ничего не страшился – задает вопрос «А есть ли Бог?»… Лишь одна героиня, Янбика, пронесет сквозь тысячелетия свою веру и любовь к людям.

В 2003 году указом В. В. Путина за заслуги в области искусства Салавату Низаметдинову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

29 июля 2013 года, на 57-м году, безвременно ушел из жизни.

Творчество С. Низаметдинова остается востребованным по сей день. Он написал множество камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более двухсот эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и художественным фильмам. Его песни присутствуют в репертуаре многих артистов. 

3 марта в Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых имени Макарима Тухватшина пройдет литературно-музыкальная программа «Исповедь: страницы жизни и творчества Салавата Низаметдинова», посвященная 65-летию со дня рождения композитора Салавата Низаметдинова.

В Башкортостане в эти дни в дистанционном формате проходит III Открытый Республиканский конкурс молодых вокалистов имени Салавата Низаметдинова

Имя композитора увековечено на его малой родине. В 2014 году Учалинский колледж искусств и культуры стал называться именем Салавата Низаметдинова. В 2016 году на могиле композитора установлен надгробный памятник работы Рустама Сакаева. На нем высечены философские слова: «На земле так много надо мне сказать, что жизни всей моей не хватит», выписаны названия всех написанных опер. В верхней части нотной строкой приведено начало одной из самых популярных песен композитора — «Күҙ нурым» («Свет очей моих»).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии