«Концерты фестиваля камерной музыки VIVARTE, благодаря трансляции на портале Культура.рф и на сайте фестиваля, посмотрели 240 тысяч зрителей, это несколько футбольных стадионов, — заявил на церемонии закрытия Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. — Фестиваль, являющий собой синтез разных искусств, проходит в четвертый раз. Живопись прекрасно сочетается с музыкой, и это здорово, поскольку искусство едино. Тот вклад, который организаторы при поддержке Третьяковской галереи вкладывают в популяризацию музыкального наследия и художественного наследия, — все это делает нас лучше». После церемонии закрытия фестиваля состоялись открытые концерты на площадках трех внутренних дворов: Инженерного корпуса Третьяковской галереи, Дома Сергея  Рахманинова и Башмет-центра. Среди участникова музыкальных программ — ансамбль «Русский Ренессанс», Российский квартет саксофонистов и сборный состав во главе с гитаристом Дмитрием Илларионовым, автором проекта «Сати-видения / Satie’s-fiction». В этом году Международный фестиваль камерной музыки посвятили выставке Эдварда Мунка, которая проходит в музее с середины апреля, и русско-скандинавским связям конца XIX – начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе.  В фестивале приняли участие 42 музыканта из 8 стран мира, в их числе норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене.Фестиваль VIVARTE организован культурно-благотворительным фондом «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых и проходит при участии заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова.Каждый из шести концертов фестиваля сопровождался показом картины одного из русских художников и рассказом специалистов Третьяковской галереи о ее художественных особенностях. Все произведения были специально отобраны для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные творчеству Мунка и скандинавской живописной традиции в целом. В то же время каждое полотно было созвучно музыкальной теме вечера.В день открытия VIVARTE прозвучали произведения норвежских композиторов — Эдварда Грига и его последователя Арнльота Хельдоса — и «венгерского Брамса» Эрнё Донаньи в исполнении российских и норвежских музыкантов. В этот вечер также был представлен  пейзаж «Лунная ночь. Большая дорога» (1897–1898) Исаака Левитана. Тревожное ощущение, переданное живописным ноктюрном, созвучно не только скандинавской музыке, но и общему эмоциональному строю произведений Эдварда Мунка. Мотивы белых ночей, таинственность атмосферы и элегичный лад были свойственны эстетике северного модерна и символизма.Второй концерт был посвящен мажорным произведениям русских композиторов Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и основоположника современной датской композиторской школы Карла Нильсена. Впервые в Москве по приглашению VIVARTE выступил датский духовой Квинтет имени Карла Нильсена. Жизнеутверждающему характеру музыки вторил эскиз к картине Филиппа Малявина «Вихрь» (1905).В рамках фестиваля Дмитрий Синьковский и его ансамбль La Voce Strumentale при участии норвежской гамбистки Хенрикке Рюннинг, впервые выступавшей в России, исполнили музыку барокко. Еще один музыкальный вечер назвали сольным «портретом» российско-британской пианистки Екатерины Апекишевой, в исполнении которой прозвучали произведения Франца Шуберта, Йозефа Гайдна, Леоша Яначека, Сергея Рахманинова и цикл Сергея Прокофьева «Мимолетности». Во время концерт будет показан «Портрет Надежды Юрьевны Станюкович» (1903) кисти Виктора Борисова-Мусатова. 31 мая в рамках VIVARTE прозвучали произведения великого норвежца Эдварда Грига, а также советских классиков Дмитрия Шостаковича и Рейнгольда Глиэра в исполнении Юлиана Рахлина, Сары Макелрави, Бориса Андрианова, Итамара Голана и британско-норвежского скрипача-виртуоза Чарли Сиема, играющего на инструменте «дель Джезу» работы Джузеппе Гварнери. Живописным фоном вечера станет картина «Любители бури» (1908) «голуборозовца» Петра Уткина. 

1 июня  в зале Врубеля звучали фортепианные квартеты, созданные Вольфгангом Амадеем Моцартом, Антонином Дворжаком и Иоганнесом Брамсом. Их исполнила международная команда «корифеев» VIVARTE, в которую вошли скрипач Юлиан Рахлин, альтистка Сара Макелрави, виолончелист Борис Андрианов и пианист Итамар Голан. Зрительный ряд  дополнили эскизом русского художника, «предтечи экспрессионизма» Николая Ге «Христос и Никодим» (1889).

Культурно-благотворительный фонд «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых и Третьяковскую галерею связывает долголетнее сотрудничество. Помимо учрежденного в 2016 году фестиваля VIVARTE, это ряд крупных выставочных проектов: ретроспектива Оскара Рабина «Три жизни» в 2008 году, выставка «Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925» в 2009-м. В 2016 году фонд учредил стипендиальную программу для научных сотрудников Третьяковской галереи.Для справки:Знакомство русского зрителя с «северным» искусством впервые состоялось в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где были показаны работы финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на «Скандинавскую выставку» около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов. Среди экспонируемых работ был автопортрет Эдварда Мунка. Еще через год состоялась совместная выставка русских и финских художников.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии