Сегодня впервые состоялся мастер-класс по изготовлению женского головного убора «кәләбаш»
«Самый щегольской убор — это калабаш, шлемообразная чешуйчатая шапка, с длинным наспинником, унизанным серебряными монетами…» В.Ф. Миллер.
Сегодня в рамках выставки лучших работ Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамға» состоялся мастер-класс по изготовлению женского головного убора «кәләбаш». Мастер-класс провела Лауреат I степени в номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма» Гульдар Шабиева.
У башкир головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебра, блях.
В истории 18-19 вв. описываются богатые уборы кашмау (kашмау) и калябаш (кәләпүш, башкейем), сплошь покрытые серебром и кораллами. Калябаш в виде высокой шапочки с широким наспинником и спускающейся на плечи и грудь сетки вышел из употребления в 1-й половине 19 в.
Шлем калябаша (тубе, башкейем, тубый-кашмау).
Изнаночная сторона шлема состоит из 4 клинышков. Головной убор тубе (калябаш) надевался на головной убор кашмау, который прикреплялся с помощью крючков-петель и подвязки-каптырга. Тубый кашмау в свою очередь дополнялся с убором тастар (өрпәк).
После Антропологической выставки в Москве 1879 г. сохранились фотографии головных уборов, на которых изображены каляпуш, такыя и наспинник такыя, который совершенно идентичен с наспинной частью каляпуш. Шлемообразный головной убор с широкой лопастью на спине, по свидетельству С.И. Руденко, в центральной Башкирии называли каляпуш, на северо-востоке — башкейем (досл. — одежда для головы). Единственный экземпляр этого головного убора в настоящее время хранится в коллекции РЭМ.