В Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Дон Кихот»
В Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Жюля Массне «Дон Кихот». История Рыцаря печального образа воплощена звёздным составом постановщиков: режиссёр – народный артист Республики Башкортостан, кавалер Ордена Салавата Юлаева, лауреат национальной оперной премии «Онегин» Аскар Абдразаков, дирижёр – народный артист Башкортостана, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» Артём Макаров, художник – лауреат всероссийских и международных конкурсов Иван Складчиков.
Премьерные показы «Дон Кихота» посвящены 95-летию певицы, выдающегося оперного педагога и музыкального деятеля Миляушы Муртазиной (родилась 27 мая 1926 года), внёсшей огромный вклад в формирование и развитие вокальной школы Башкортостана. Среди её учеников – оперные звёзды, лауреаты и дипломанты международных, всероссийских и республиканских конкурсов, обладатели почётных званий России и Башкортостана, государственных премий. В их числе и художественный руководитель театра Аскар Абдразаков.
Новая постановка Башоперы погрузила зрителей в атмосферу Испании, в первую очередь, конечно, благодаря музыке. По мнению Артёма Макарова, яркий испанский колорит удался французу Массне не меньше, чем Бизе в его знаменитой «Кармен».
«Впервые идея постановки оперы «Дон Кихот» возникла ещё во время выбора нового спектакля с Георгием Исаакяном. Именно он обратил моё внимание на эту музыку, и в тот период я познакомился с этой партитурой достаточно близко, – отметил маэстро. – Тогда мы остановили свой выбор на другом произведении – «Фаусте» Шарля Гуно. И одной из причин, по которой мы отказались от оперы Массне, было отсутствие в театре главного героя. Сегодня Дон Кихотов у нас трое. И в первую очередь – это Аскар Абдразаков. С его приходом в театр постановка этой оперы стала возможной. Он великолепно исполняет эту партию, имеет своё очень глубокое понимание образа. Его интерпретация Дон Кихота – прямое попадание в роль. Неслучайно Аскар Амирович взялся за режиссирование спектакля. Именно он, благодаря своему многолетнему опыту, может помочь молодым артистам понять образ мечтательного рыцаря, создать своё неповторимое сценическое прочтение произведения».
«Дон Кихот» Массне – не самый частый гость на сценах российских театров. До сегодняшнего дня оперу можно было видеть лишь в Мариинском театре, а теперь и Башкирский театр оперы и балета имеет в своём репертуаре эту постановку.
Спектакль о безответной и беззаветной любви борца с ветряными мельницами к Прекрасной Дульсинее стал режиссёрским дебютом известного оперного баса, художественного руководителя театра Аскара Абдразакова.
«Опера Массне в России, да и в мире, ставится очень редко, хотя это настоящий шедевр. Партитура пленит тончайшими импрессионистскими оттенками, она насыщена как огненными ритмами и экспрессией, так и глубокой, проникновенной лирикой, – поделился он. – Это кладезь удивительных мелодий. Захватывающий сюжет, приключения, динамика, много комических эпизодов – всё вовлекает в атмосферу, где правят Любовь и рыцарские поступки. Для меня «Дон Кихот» – особая история, которой я хотел поделиться со зрителем. Кроме того, в жизни каждого человека наступает этап, когда он осознает, что накопил серьёзный опыт, который должен передать дальше. Для меня это и исполнительский опыт – я не один год пою эту партию на сцене Мариинского театра, – и жизненный. На мой взгляд, современному обществу не хватает опоры на вечные ценности, романтических порывов. Теперь, к сожалению, не принято совершать рыцарские поступки, в любви чаще признаются по смс, а не глядя с трепетом в глаза. И эта постановка для меня и для всей постановочной группы – возможность показать красоту человеческой души, те ценности, которые помогают преодолеть любые препятствия и возвыситься над обыденностью».
Стоит отметить, что главная роль в этой опере предназначалась автором для великого русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина, сделавшего первые профессиональные шаги в Уфе. И костюм Дон Кихота в постановке Башоперы – копия костюма Фёдора Шаляпина в этой роли, изготовленного по эскизам Александра Бенуа.
Всего для оперы в цехах театра было изготовлено около 400 костюмов, а в дополнение к ним – более 200 головных уборов и более 100 пар обуви. Подготовка спектакля длилась 14 месяцев, над ним работали несколько сотен человек.
Сцена театра превратилась в большой испанский готический зал, в котором появляются картинки, подобные видениям, возникающим в старом доме, – всё это порождает ощущение иллюзорности происходящего.
«В опере «Дон Кихот» мы воссоздаём испанскую моду эпохи маньеризма, – рассказывает Иван Складчиков. – На сцене будет представлено огромное количество красивых, богатых костюмов из жаккарда, шёлка, бархата, туаля и гипюра, украшенных камнями и тесьмой золотого шитья. Пышно разодетая толпа будет создавать колоссальный дисбаланс с фигурой главного героя. На их фоне смерть этого одинокого старика должна ощущаться особенно остро, гораздо трагичнее. Я хочу, чтобы у зрителя в этот момент возникло ощущение, что из их жизни уходит что-то важное и настоящее, чего больше не будет никогда».
Хормейстер-постановщик нового спектакля – лауреат международных и всероссийских конкурсов Александр Алексеев, хореограф-постановщик – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ирина Филиппова, художник по свету – Ирина Вторникова, неоднократно номинированная на соискание Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска».