В Государственном Собрании состоялся круглый стол по вопросам развития художественного образования детей
В Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялся круглый стол на тему «Детские художественные школы Республики Башкортостан: традиции и проблемы развития». Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи, модератором выступил председатель парламентского Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин.
В обсуждении темы приняли участие депутаты, министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, первый заместитель министра культуры Наталья Лапшина, заместитель министра образования Республики Башкортостан Инесса Косолапова, руководители детских школ искусств и художественных школ городов и районов республики, другие эксперты.
Открывая работу круглого стола, заместитель Председателя Государственного Собрания Эльвира Аиткулова отметила высокий запрос в обществе на художественное образование. Отчасти его удовлетворяют негосударственные организации, но потребность в бюджетных местах особенно велика. Вице-спикер выразила надежду на то, что всестороннее рассмотрение проблемы послужит выработке конструктивных решений для развития этого важного направления.
По словам министра культуры Республики Башкортостан Амины Шафиковой, в республике сформирована классическая модель воспитания художественных кадров. Всего дополнительное образование в сфере культуры представлено 119 детскими школами искусств: 117 муниципальными музыкальными, художественными, хореографическими школами и школами искусств, одной музыкальной школой юных талантов В. Т. Спивакова Салаватского музыкального колледжа и одним уфимским частным образовательным учреждением «Художественная школа». В настоящее время в этих организациях обучаются около 50 тысяч учащихся, причем начиная с 2016 года численность обучающихся выросла почти на 27 %. Как по количеству детских школ искусств, так и по численности обучающихся Башкортостан входит в число регионов-лидеров.
– Это не предел. Идет увеличение количества обучающихся. Особенно большой конкурс мы видим сегодня в городах республики, – сказала Амина Шафикова. – Но у нас нет для этого соответствующих помещений.
Министр культуры предложила проработать вопрос о включении в Республиканскую адресную инвестиционную программу проектирования и строительства типовой детской школы искусств с тем, чтобы данный проект можно было тиражировать впоследствии по всей республике.
Первый заместитель министра культуры РБ Наталья Лапшина подняла проблему новой схемы финансирования детских художественных школ.
– Мы считаем, что нужно изучить возможность исключения детских школ искусств из системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. Она может изменить саму систему образования в сфере культуры, – сказала Наталья Лапшина. – Схема, на которую повсеместно переходят учреждения дополнительного образования, подходит для краткосрочных общеразвивающих программ группового обучения, но не для многолетних предпрофессиональных программ.
Участники круглого стола выступили с предложением по формированию базы данных одаренных детей в сфере культуры и развитию системы индивидуального педагогического сопровождения.
Руководители детских художественных школ предложили изучить возможность организации выставок, конкурсов и олимпиад с предоставлением победителям льгот при поступлении в средние и высшие образовательные организации художественного профиля.
– Участие в выставке для ученика – это не только гордость и возможность почувствовать себя настоящим художником, но и осмысление, общение со зрителем. Это необходимость и один из самых эффективных каналов коммуникации, — отметил в своем выступлении директор стерлитамакской Детской художественной школы № 1 Владимир Курбатов.
По мнению участников круглого стола, в значительной мере вопросы, касающиеся текущей деятельности художественных школ и поддержки преподавателей, можно было бы решить включением этих организаций в федеральные и республиканские программы содействия развитию системы образования. Прежде всего, речь идет о программах «Земский учитель», «Школьный автобус» и программе по созданию электронной образовательной среды.
Участники дискуссии наметили пути решения обозначенных проблем и отразили их в рекомендациях круглого стола. Профильный парламентский комитет продолжает прием предложений – в ближайшее время проект рекомендаций будет доработан с их учетом.