С 30 мая по 2 июня в московском ЦВЗ «Манеж» работал XXI Международный фестиваль «Интермузей-2019». Он объединил более 400 музеев и 3000 экспертов музейного дела, науки, культуры и искусства, современных технологий и медиа со всего мира, которые приняли участие более чем в 120 дискуссиях, круглых столах и открытых интервью.Все четыре дня «Культура.РФ» вела прямые трансляции деловой программы «Интермузея» — все желающие могут изучить записи выступлений на портале Культура.рф.Большое внимание эксперты уделили обсуждению будущего культурного комплекса во Владивостоке, который будет создан объединенными силами пяти крупнейших музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея искусства народов Востока и Приморской государственной картинной галереи. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что комплекс во Владивостоке станет уникальной площадкой. На ней музеи смогут полноценно экспонировать шедевры русского искусства, в том числе ХХ века, которые представлены в их собраниях. Директор Третьяковки добавила, что такой центр неизбежно превратится в площадку для культурного диалога разных поколений и привлечет внимание не только российской публики, но и зарубежных туристов — в частности, из Китая. Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов отметил, что масштабной целью проекта будет не только создание современного культурного пространства, но и развитие городской инфраструктуры в целом.Участники «Интермузея» обсудили роль музеев в формировании визуальной культуры страны на примере конкурса «Придумано и сделано в России» — проекта Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Дизайнер и куратор проекта Светлана Липкина рассказала, что в России долгое время не было авторитетной площадки для демонстрации предметов современного дизайна — и поэтому множество дизайнеров стремились выставляться за рубежом. Однако музею удалось собрать и достойно представить современный российский дизайн во всем его многообразии: и заслуженных мэтров, и совсем молодых художников, в том числе дизайнеров-студентов. Светлана Липкина добавила, что проект не ограничился только конкурсом: в музее проходили выставки работ участников, была организована образовательная программа, и мероприятия, посвященные дистрибуции предметов. Начальник научно-методического отдела Всероссийского музея декоративного искусства Светлана Николаева отметила, что для многих молодых дизайнеров пространство музея стало более доступным способом экспонирования работ, чем  коммерческие площадки.Одной из главных тем фестиваля этого года стала цифровизация учреждений культуры. Куратор цифровых проектов Минкультуры России Тимур Алейников рассказал, что если несколько лет назад руководители музеев сомневались в том, что с интернет-аудиторией нужно работать, то сегодня они активно вовлечены в эту деятельность. Главный редактор портала «Культура.РФ» Олеся Максимова порекомендовала музеям больше внимания уделять не только экспозициям-хитам, но и малоизвестным шедеврам из фондов, которые могут превратиться в яркие новинки информационного пространства. Она также поделилась статистикой «Культурного стриминга» — одного из популярных проектов портала: за прошедший год на портале «Культура.РФ» состоялось около 2000 онлайн-трансляций мероприятий из учреждений культуры по всей стране, то есть проходило около 50 трансляций в день. Рекордных показателей «Культурный стриминг» достиг во время акции «Ночь музеев»: за день портал провел 40 трансляций, а видео из Белгородского краеведческого музея набрало более миллиона просмотров.Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила, что современному музейному сотруднику недостаточно быть специалистом в своей области и ответственным хранителем — ему нужно обладать множеством самых разных компетенций, в том числе в области цифровой культуры и пиара. Вместе с профессором департамента медиа факультета коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики» Анной Качкаевой и заместителем генерального директора Государственного Политехнического музея Натальей Сергиевской спикеры обсудили перспективы магистерской программы университета «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», многие студенты которой обучаются по профилю «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела». Анна Качкаева рассказала, что это направление готовит компетентных мастеров продюсирования, знающих, как превратить традиционную экспозицию в привлекательную и интересную посетителям историю, что востребовано в современной музейной практике. Исполнительный директор ИКОМ России Афанасий Гнедовский добавил, что программа отличается многообразием дисциплин. Они помогут студентам ознакомиться с максимальным числом аспектов музейной работы, чтобы в будущем говорить на одном профессиональном языке со всеми сотрудниками музеев: от экспертов по безопасности до главных хранителей. Наталья Сергиевская, в свою очередь, отметила, что у программы есть «индустриальный совет», куда входят признанные специалисты музейного дела — своего рода «заказчики» будущих специалистов.Сторителлингу — новому тренду современного музейного дела — посвятил выступление генеральный директор MILKH Владислав Малышев. Он рассказал, что  современной аудитории недостаточно просто увидеть ценные экспонаты, чтобы осознать их значимость, и предложил перечень практик, которым музеи могут следовать, чтобы сделать экспозиции еще привлекательнее и интереснее для аудитории. Это погружение посетителей в атмосферу и контекст темы выставки путем создания декораций и инсталляций; вдумчивое размещение предметов, а не нагромождение экспонатов; сконструированный маршрут экспозиции, который держит посетителей в предвкушении открытий; включение интерактивных элементов, одновременно просвещающих и развлекающих аудиторию.

Оставить комментарий

avatar