В Уфе состоялась премьера экспериментального спектакля — оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта
Башкирский государственный театр оперы и балета представил новую экспериментальную постановку — оперу «Дон Жуан» В.А. Моцарта. Над премьерным спектаклем работали музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — заслуженный артист РБ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Артём Макаров, режиссёр-постановщик — лауреат Премии «Золотая Маска» Филипп Разенков, художник-постановщик — Елисей Шепелев (Санкт-Петербург), художник по свету — Ирина Вторникова, хормейстер-постановщик — лауреат международных конкурсов Александр Алексеев.
Авторы предложили свою интерпретацию истории о похождениях испанского сердцееда Дон Жуана, выдвинув на первый план человеческие пороки. В постановке гиперболизированы семь смертных грехов — похоть, гнев, алчность, тщеславие, зависть, чревоугодие и уныние.
Спектакль начинается и заканчивается звучанием мерного сердцебиения. Сердце неоднократно появляется в постановке как символ в различном виде: это плюшевые «валентинки» в руках героев, которые затем меняются на сердца физиологической формы, а в завершение действия толпа людей превозносит над собой огромное мрачное сердце обольстителя Дон Жуана.
Во время увертюры один за другим на сцену выходят персонажи, являющиеся олицетворением грехов. Каждая группа людей облачена в определённый аллегорический костюм и наделена типичной моделью поведения. Среди ярких блестящих героев можно легко различить любителей селфи и вечеринок, фанатичных посетителей тренажёрного зала, зацикленных на своём внешнем виде молодых людей, а также алкозависимых. Особое внимание привлекают декорации: на сцене можно увидеть элементы интерьера в античном стиле, рамы для картин, гардероб в форме гроба, разбросанные куски статуи с изображением различных частей женского тела и многое другое.
Главные герои наделены индивидуальной характеристикой, отражённой в их внешнем виде. По словам художника-постановщика Елисея Шепелева, костюмы говорят сами за себя, позволяя зрителю понять образ, даже не вникая в значение сказанных фраз.
Главный герой Дон Жуан предстаёт перед публикой как собирательный образ пороков современного общества. Он одержим, лишён чувства страха и ответственности за свои действия. Даже разговоры, в которых развратника осуждают и готовят план мести, не являются для него тайной. Он следит за всем происходящим, вальяжно развалившись в кресле, и создаётся впечатление, что ему никогда не воздастся по заслугам и всё снова сойдёт с рук. Однако, нельзя не заметить, что окружающие боготворят Дон Жуана, хотят быть любимыми им, заслужить его внимание, а некоторые из них готовы снова и снова его прощать, в обмен на деньги, красоту и славу.
«Я очень рад, что мы сделали спектакль необычный, нестандартный, что все артисты откликнулись на этот эксперимент. Мы сделали спектакль действительно про Дон Жуана. Не просто про какого-то шаблонного, стереотипного персонажа, которому все сопереживают и который всем нравится. Донжуанство — это безусловно отрицательное явление, которое цветёт и развивается в современном обществе, и я к этому отношусь очень негативно. Мы хотели донести эту мысль, посмотрим, кто как на это отреагирует», — сказал в беседе с редакцией портала «Культурный мир Башкортостана» Филипп Разенков.
В главных ролях премьерного спектакля задействованы Ян Лейше и солист Мариинского театра Вадим Кравец (Дон Жуан), народный артист РБ Аскар Абдразаков и Рим Рахимов (Лепорелло), заслуженная артистка РБ Лариса Ахметова и Резида Аминова (Донна Эльвира), народная артистка РБ Эльвира Фатыхова и Лилия Халикова (Донна Анна), заслуженный артист РФ, народный артист РБ Геннадий Родионов и народный артист России и Башкортостана Салават Аскаров (Командор), лауреат Премии «Золотая Маска» Диляра Идрисова и Алина Латыпова (Церлина), Салават Киекбаев и Артур Хисамов (Мазетто), заслуженный артист РБ и РТ, лауреат Премии «Золотая Маска» Ильгам Валиев и Сергей Сидоров (Дон Оттавио).
Показ посетили театральные деятели Башкортостана, музыковеды и любители театра, гости столицы — музыкальный и театральный критик, председатель Экспертного совета по музыкальному театру Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Лариса Барыкина, участники мероприятий в рамках Международных детских игр 2019 года и многие другие.
«Премьера — это всегда волнительно, замечательно. Это жизнь театра, это вдохновляет на новые пути. Премьера — это шаг вперёд», — отметил генеральный директор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов.
Опера «Дон Жуан» завершает 81-й театральный сезон Башкирского государственного театра оперы и балета. Первый премьерный показ прошёл с аншлагом. Уфимцы и гости города смогут увидеть спектакль завтра, 10 июля.