Сегодня в медиацентре «Россия» ГТРК «Башкортостан» накануне закрытия VII Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» состоялась пресс-конференция по итогам фестиваля. На вопросы журналистов ответили спикеры: президент фестиваля, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, Башкортостана, Татарстана и Северной Осетии, лауреат государственной премии России и Государственной премии РБ им. С. Юлаева, художественный руководитель Оренбургского ОДТ имени М. Горького, профессор Оренбургского ГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Рифкат Исрафилов; председатель экспертного совета, народный артист России, главный режиссер ЦАТ Российской Армии, лауреат Премии Москвы, профессор Российского института театрального искусства – ГИТИС Борис Морозов; член экспертного совета, театральный критик, руководитель литературного отдела ТГАТ им. Г. Камала, член экспертного совета премии «Золотая Маска», ридер фестиваля «Любимовка» и конкурса новой драматургии «Ремарка», программный директор Международного театрального фестиваля «Науруз», фестиваля молодой татарской режиссуры «Ремесло» и Международного фестиваля национальных театров «Буа: пространство диалога» Нияз Игламов.

Напомним, фестиваль проходил в республике с 23 по 30 мая. В этом году он был посвящён Году театра в России и важным датам республики: 100-летию со дня образования Башкортостана, вековым юбилеям Башкирского театра драмы им. М. Гафури и народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

Спикеры рассказали о своих впечатлениях, об особенностях масштабного театрального форума 2019 года и театральных событиях соседних регионов, которые пройдут в ближайшее время.

«Главный смысл фестиваля «Туганлык» в его названии, ведь в переводе он означает «родство», замечу, не единство, а именно родство. Театры, представленные на фестивале – разные, но родные. Родство во всей своей красе чувствовалось на Театральном йыйыне в Кармаскалинском районе. Я вообще был впервые на такого рода мероприятии. Хочется, чтобы такой фестиваль жил и продолжал свою добрую функцию», – сказал председатель экспертного совета Борис Морозов.

Спикеры отметили, что состоялось множество замечательных обсуждений и аналитических разборов постановок, после которых каждый из авторов смог подвести итоги проделанной работы и сделать выводы. Всего в столице республики было показано 13 спектаклей в исполнении ведущих театральных коллективов из пяти стран и шести регионов страны – Башкортостана, Татарстана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Тывы, Крыма, Хакасии, Турции, Алтая и Гагаузии. По словам президента фестиваля Рифката Исрафилова, «Туганлык» стал очагом для нового творческого поиска.

«Для хорошего спектакля язык не является каким-то барьером. Если на сцене происходит настоящее искусство, всё становится сразу понятно. Когда на сцене – настоящая жизнь, тогда я становлюсь соучастником процесса. В этом отношении, мне кажется, многие спектакли «Туганлыка» действительно привлекают внимание, это очень здорово», – подчеркнул Рифкат Вакилович.

Президент фестиваля от своего имени особенно отметил работу молодых режиссёров Антона Фёдорова («Таганок», Башдрамтеатр СГТКО) и Айдара Заббарова («И это жизнь?», Татарский государственный академический театр им. Г. Камала).

«Я рад, что есть абсолютно мощная новая эстетика в театре. Появляется молодая режиссура, которая понимает, что такое сегодняшний русский психологический театр. Что бы мы ни ставили, я считаю, что главным, фундаментальным является русская психологическая школа. И они этой школой владеют», – сказал Рифкат Исрафилов.

Как отмечает член экспертного совета Нияз Игламов, все спектакли фестивальной программы вызвали большой интерес и отклик.

«Театр – это искусство эмоциональное. Даже интеллектуальный театр попадает в тебя своей эмоцией. Ты либо плачешь, либо смеёшься, либо задумываешься, как-то реагируешь, что-то тебя раздражает. Например, мы видели довольно любопытный спектакль внеконкурсной программы Салаватского театра, режиссёр Ильсур Казакбаев: он тебя как бы «царапал» постоянно, но это такое полезное царапание. Даже то, что он в тебе вызывает какое-то отрицание – это важное отрицание, это эмоция. Конечно, на обсуждении, после осмысления, делишься с коллегами уже какой-то структурированной речью, но чтобы в процессе просмотра быть «с холодным носом» – это должен быть, мне кажется, очень плохой спектакль. К счастью, таких на фестивале не было», – отметил Нияз Рауфович.

«Когда я вижу, что в режиссуре поставленного спектакля есть мысль, есть определённый порыв что-то донести своё, глубоко личное в зрительный зал, тогда есть и удача, тогда есть и успех. Театр не может быть бессмысленным, он всегда должен обретать и нести смысл», – сказал Борис Морозов.

В беседе принял участие художественный руководитель фестиваля «Туганлык», заслуженный артист России, народный артист РБ, лауреат Государственных премий РФ и РБ Олег Ханов. Он выразил огромную благодарность руководству Башкортостана и Министерству культуры Республики Башкортостан, поблагодарил гостей столицы и весь экспертный совет, подчеркнув очень высокий требовательный уровень творческого состояния всего фестиваля.

«Основным итогом для меня, как для художественного руководителя, является то, что фестиваль не замыкается в своих границах, а идёт дальше. Несколько спектаклей плавно переезжают в город Казань на театральный фестиваль «Науруз», имеющий в корне тоже единение и родство национальных театров», – отметил Олег Закирович.

Напомним, в этом году Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» посвящён театральному и сценическому искусству Башкортостана. В программе выступят пять коллективов-участников «Туганлыка – 2019». Башкортостан на фестивале «Науруз» представит шесть театров республики – БГАТД им. М. Гафури, Салаватский башдрамтеатр, Уфимский татарский театр «Нур», Стерлитамакское театрально-концертное объединение, Национальный молодежный театр имени М. Карима и Башкирский государственный театр кукол. Как сообщил Рифкат Исрафилов, эстафету марафона театральных событий примет Оренбург, где 11 июня стартует фестиваль «Гостиный двор».

Олег Ханов также рассказал об изменениях в организационных вопросах фестиваля «Туганлык». Так, у фестиваля в 2019 году появился программный директор в лице театроведа Айсылу Сагитовой. По словам художественного руководителя, Айсылу Сынтимеровна проделала колоссальную работу при составлении репертуара.

«Качество спектаклей, разнообразие названий, приезд различных коллективов внёс свежую струю в само состояние фестиваля. Сегодня, подводя итог, можно сказать, что фестиваль состоялся и, надеемся, что он будет жить и дальше», – сказал Олег Ханов.

Спикеры пресс-конференции подчеркнули появление важного нововведения этого года: жюри и коллегия критиков объединились в общий экспертный совет. Они отметили, что это позволило подойти к обсуждению с разных точек зрения. Как признаются сами эксперты, на фестивале рождались горячие споры.

«Как сказал Нияз, театр, как и творчество, должно иметь право на ошибку. Нельзя приходить на репетицию и сразу артистов судить. Это живое дыхание. И работа нашего экспертного совета тоже была творчеством», – отметил Борис Морозов.

В разговоре с журналистами также были подняты другие вопросы театральной сферы, в частности, затронули проблемы, с которыми сталкиваются молодые театральные деятели и выпускники профессиональных образовательных учреждений.

Участники пресс-конференции выразили надежду, что следующий «Туганлык» состоится в 2021 году и ознаменует 30-летие со дня первого появления фестиваля.