11 января примерно с 7:00 до 9:00 по Восточному времени (15:00 – 17:00 мск) в небе Соединённых Штатов можно было наблюдать редкую картину – в нём не было ни единого самолёта. Последний раз американское небо было столь чистым 11 сентября 2001 года после террористической атаки на Нью-Йорк и Пентагон. В этот раз причиной экстренного прекращения всех полётов стал не теракт, а некий повреждённый файл системы NOTAM. Эта система даёт пилотам массу информации, без которой полёты невозможны. Суммарно 7 300 рейсов были задержаны, а 1 100 полностью отменены.

Управление воздушным движением через социальную сеть

из за повреждённого файла в сша задержали тысячи авиарейсов

Пассажир у табло расписания авиарейсов в аэропорту Рональда Рейгана 11 января

Конечно, американские структуры, причастные к управлению воздушным трафиком и контролю над ним, будут всячески преуменьшать масштабы инцидента. Сразу после возобновления полётов появились комментарии о том, что ничего страшного не произошло. Мол, вот перед Рождеством компания «Southern Airlines» отменила 2 500 рейсов, вот тогда был хаос. В социальных сетях запестрели посты о том, что задержки рейсов, да ещё и всего на пару часов, это неотъемлемый атрибут авиационного транспорта.

Но происшествие с отключением NOTAM на самом деле было очень серьёзным. Это доказывает тот факт, что американская Федерация авиационного транспорта (FAA) оповестила о нём администрации аэропортов и руководство авиакомпаний через Твиттер. Получается, в распоряжении органа, управляющего всей гражданской авиацией в США в результате инцидента не осталось других средств связи. Звучало бы смешно, если не знать, что в небе страны одновременно находятся лайнеры с десятками тысяч пассажиров.

Виновный найден

Первыми, разумеется, опросили экспертов по кибербезопасности – американцы серьёзно запуганы мнимыми возможностями русских хакеров. Эксперты, к их чести, истерию раздувать не стали. Говорили они только о возможном неправильном обновлении системы.

Министр транспорта Пит Буттиджич категорически отверг версию кибератаки. Впрочем, на этом ему стоило бы остановиться. Потому что дальше он поинтересовался у FAA, в каком вообще состоянии находится NOTAM и как вообще такое происшествие стало возможным. Министр транспорта, к концу второго года пребывания в должности интересующийся состоянием столь важной системы, выглядит как минимум нелепо. Говорят, что именно увидев телеинтервью Буттиджича, президент Байден приказал немедленно начать независимое от FAA расследование инцидента.

Республиканцы и им сочувствующие тут же начали разносить всех в пух и прах. Никогда не лезущий за словом в карман сенатор Тед Круз без обиняков обвинил FAA в неспособности обеспечить безопасность системы пассажирских перевозок, а Министерство транспорта в полной дисфункции.

Джефф Фриман, возглавляющий независимую ассоциацию «US Travel», заявил, что авиационная отрасль отчаянно нуждается в модернизации и правительство обязано эту модернизацию обеспечить.

В FAA, надо отдать организации должное, быстро нашли способ сбить волну критики. Оказалось, что всему виной некий сбой, случившийся в некоем файле в программном обеспечении NOTAM. Этот сбой, действию которого позавидовали бы армии хакеров, вывел из строя и основную, и резервную системы, причём сделал это одновременно или близко к этому. Но в FAA уже через 12 часов во всём разобрались и призывают американцев не беспокоиться. Хотя если знать, что безопасность всего авиационного трафика зависит от одного файла, беспокоиться, наверное, стоит.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии