Заявления, сделанные Мевлютом Чавушоглу и Сергеем Лавровым после переговоров, состоявшихся в Анкаре 8 июня, полностью прояснили позиции двух стран в вопросе экспорта украинского зерна. Министр иностранных дел России подтвердил ранее озвученные гарантии безопасности прохода иностранных судов по Чёрному морю и выразил готовность осуществлять охрану судов совместно с Турцией. Его турецкий коллега назвал российский план разумным. Теперь, заявил Чавушоглу, требуются дополнительные переговоры с Киевом. Единолично олицетворяющий собой нынешнюю украинскую власть президент Зеленский поставлен перед выбором: вывозить зерно под гарантии России и Турции или продолжать придерживать его, при этом требуя от стран Запада военной и финансовой помощи.

Простой и выполнимый план

лавров и чавушоглу поставили зеленского в неудобное положение

Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу в Анкаре

Если подходить к вопросу вывоза украинских зерновых только с точки зрения здравого смысла, план, спонтанно сложившийся на переговорах Чавушоглу и Лаврова, выглядит чуть ли не идеальным. Суть его состоит в том, что после разминирования прибрежных вод у портов, оставшихся на подконтрольной Украине территории, зерно будет погружено на иностранные суда.

Затем под охраной российских и турецких флотов зерновозы пересекают Чёрное море, под гарантии Турции проходят проливы и выходят в Средиземное море.

Украина план не одобряет

Киеву этот план откровенно не нравится – он не получает от его реализации никакой материальной выгоды. Миллионы тонн украинского зерна давно законтрактованы и оплачены, за них правительство не получит ничего. Политические дивиденды также стремятся к нулю. В лучшем случае в мире, запуганном воплями о предстоящем голоде, вздохнут с облегчением. Поэтому Зеленскому важно заполучить в обмен на не принадлежащее ему зерно что-то весомое.

Скорее всего, Киев потребует каких-нибудь глобальных гарантий безопасности, причём украинские власти уже не раз заявляли, что Турция на роль подобного гаранта не подойдёт. НАТО не сунется, так как сразу столкнётся с требованием России снять санкции. Оружия Киеву и так уже наобещали с гору, денежную помощь также выплачивают исправно. Всемирный банк, например, накануне выделил очередные 1,5 млрд. долларов финансовой помощи. Добиться чего-то большего Зеленскому вряд ли удастся.

А есть ли зерно?

В последние дни у ряда экспертов начал возникать вопрос о точном количестве зерна, хранящегося на Украине. Вопрос далеко не праздный. Во-первых, в южной части страны, перешедшей под контроль ДНР и России, находится достаточно много элеваторов. 7 июня из Мелитополя в Крым уже отправился первый поезд с зерном. Во-вторых, никто не забыл, как в 2020 году обнаружилось, что из украинского госрезерва исчезли 2 700 вагонов зерна. Пропажу списали на мышей, виновный в пропаже зерна на сумму 800 млн. долларов был наказан увольнением с работы.

Из оборота украинских чиновников исчезла цифра в 20 млн. тонн зерна, предназначенного на экспорт. Зато появилась другая: 2 млн. тонн в месяц. Такое количество Украина может вывезти за пределы страны автомобильным транспортом. Подсчитать нетрудно – если на Украине осталось не 20, а 10 млн. тонн, страна вполне обойдётся без разминирования черноморских портов и российско-турецких конвоев. Клеймить позором за дефицит зерна всё равно будут Россию.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии