Пятый испытательный запуск космического комплекса “Starship” завершился первым успешным приземлением разгонного блока “Superheavy”. Махина высотой более 70 метров достигла высоты 70 км, отправила в суборбитальный полёт космический корабль “Starship” и вернулась на Землю, где её поймали заботливые руки комплекса “Mechazilla”. Запуск 13 октября стал самым успешным в истории полётов комплекса. Космический корабль достиг высоты 220 км и приводнился, как было принято писать в советской прессе, «в заданной точке мирового океана». Точнее, в Индийском океане. Несмотря на бравурные сообщения американской прессы, без происшествий не обошлось и в этот раз. Да и эффективность пока ещё не совершившего ни единого успешного полёта комплекса остаётся под вопросом.

Возвращение ракетного ускорителя – несомненный успех

с возвращением superheavy поймали на земле

Старт комплекса “Starship” 13 октября 2024 года

То, что блок “Superheavy” вернулся на поверхность, и его поймали манипулятором, является большим успехом. Это достижение как бы подтверждает верность ставки Илона Маска и учёных и конструкторов компании “Space X” на многоразовое использование самой тяжёлой части комплекса.

В теории “Superheavy” должен будет сновать между поверхностью Земли и орбитой подобно трамваю – заявляют, что его ресурса хватит на 1 000 рейсов туда – обратно. За один рейс блок в модификации танкера доставит на низкую орбиту до 380 тонн топлива.

Первая ступень затмила вторую

Успех возвращение “Superheavy” на место старта затмил относительную неудачу второй ступени – собственно космического корабля. “Starship” уже на своих двигателях забрался на высоту более 200 км и повернул обратно на Землю. Технически и его полёт можно было бы считать успешным – корабль вернулся на родную планету в запланированной точке Индийского океана.

Однако на обратном пути его подстерёг бич многоразовых космических систем – перегрев в результате теплоизоляционной поверхности. Собственно, по этой причине в своё время погибли космические челноки «Челленджер» и «Колумбия». Грубо говоря, с обшивки “Starship” отвалились несколько плиток, и на высоте около 45 километров корабль начал гореть. Едва не долетев до поверхности воды, “Starship” взорвался. За успех, кроме точности попадания, выдают «некоторые приборы», якобы уцелевшие при приводнении.

Прорыв откладывается и пересчитывается

В чём Илону Маску не откажешь, так это в умении правильно вести пропагандистские кампании. Про испытательный полёт 13 октября он просто написал: «Два успеха из двух!» И в целом испытательная программа, изобилующая красочными пожарами, ударами о поверхность Земли и не срабатывающими компонентами ракеты, подаётся под соусом «Мы знаем, что будут неудачи, но идём вперёд».

Уже давно речь не идёт о деньгах, а ведь на заре проекта говорили, что стоимость выведения на орбиту тонны груза с помощью инновационного комплекса составит всего 1% от стоимости её отправки в космос с помощью «традиционных» ракет. Зато с НАСА уже получили около 3 млрд. долл. в оплату за только планируемые полёты на Луну. После успешного запуска 13 октября можно рассчитывать на новые транши.

И «плиточная» система теплоизоляции несколько обескураживает. Выходит, астронавтов и оборудование будет подстерегать опасность сгореть из-за нескольких отвалившихся элементов обшивки. Да и на Земле многим не поздоровится, если вдруг вспыхнут 3 000 тонн кислородно-метановой смеси. А ведь эту проблему пытаются решить вот уже почти 40 лет. В целом движение вперёд действительно есть, но даже до полёта на Луну остаются годы и годы.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии