С 11 июля литовская таможня расширила номенклатуру товаров, запрещённых к провозу в Калининградскую область и из неё. Теперь к ранее заблокированным товарам добавились химические вещества, содержащие спирт, алкоголь, цемент и изделия из древесины. При этом литовские власти снова применили уже опробованную методику – запрет на транзит якобы не их решение, Литва лишь строго следует регламентам, принятым ЕС. Российские власти пока реагируют лишь вербально. В состоявшемся сегодня телефонном разговоре Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили вопросы прекращения белорусского и российского транзита через Литву.

Блокада по-литовски

адаптация заканчивается новые ограничения на транзит от литвы

Схема транзита в Калининградскую область

Литва начала блокаду калининградского транзита под прикрытием фигового листка антироссийских санкций ещё 18 июня. По запрет с ходу попали такие разнообразные товары и материалы как сталь, чугун, трубы, стеклянная тара, бетон, стекловолокно, некоторые морепродукты и многое другое. В отсроченном на различные даты списке, кроме товаров, запрещённых к провозу с 11 июля, находятся также уголь (транзит намерены перекрыть в августе) и нефтепродукты – их можно ввозить до начала февраля 2023 года. Временной лаг связан, как пояснили литовцы, с необходимостью адаптации бизнеса под новые ограничения.

Обсуждать литовские ограничения бессмысленно, ибо они очевидно абсурдны. Санкции Еврокомиссии действительно запрещают поставку ряда товаров в Россию через территорию европейских стран, однако поставки в Калининград являются, по сути, внутрироссийскими перевозками. Беспрепятственный транзит заложен и в двустороннем российско-литовском договоре. Налицо очередная попытка одного из прибалтийских государств насолить России, не считаясь с собственными издержками.

Медленный ответ

Россия имеет достаточный ассортимент ответных действий, однако за три недели действия частичной блокады никаких реальных шагов не предприняла. Об ответных мерах говорил калининградский губернатор Антон Алиханов. МИД вызывал литовского временного поверенного в делах, но только для того, чтобы выразить возмущение и назвать шаг Вильнюса недружественным. Акцент официальные власти сделали не на месть, а на купирование возможных потерь.

Возможно, от быстрой реакции на явно враждебные действия Литвы российское руководство удержал свежий европейский опыт. Огульное введение антироссийских санкций ударило по европейским странам куда сильнее, чем по России. Напротив, из-за удорожания энергоносителей и принудительного введения оплаты поставок газа в рублях российская экономика получила дополнительные доходы, а рядовые европейцы начали получать невиданные счета за коммунальные услуги.

Но достаточно подробно освещённый пресс-службой Кремля разговор российского и белорусского президентов достаточно чёток – ответ будет. И будет он асимметричным. Литва потеряет не только российский транзит через свою территорию – он и так уже успешно скукоживается который год. Через Литву перестанут проходить и белорусские грузы. Компенсацией за серьёзное удлинение транспортного плеча станет создание на балтийском побережье порта, принадлежащего Белоруссии.

Строительство порта, как и модернизация железнодорожного пути из Белоруссии к Балтике по территории России, дело затратное. Однако в нынешних условиях игры, как говорят, в долгую, эти затраты будут уместными.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии