На ежегодной конференции «Airline Economics» генеральный директор Еврокомиссии по транспорту Хенрик Хололей заявил, что «транссибирские роялти» – плата, которую Россия взимает за использование своего воздушного пространства над Сибирью – должны исчезнуть. Чиновник продемонстрировал способность заглядывать даже не в ближайшее, а в отдалённое будущее. Ведь по состоянию на середину января 2023 года небо над Россией закрыто для авиакомпаний 36 недружественных стран. А Хололей уже выдвигает требование, которое Россия должна выполнить после открытия неба для полётов западных авиаперевозчиков.

Немного истории

евросоюз требует отменить транссибирские платежи

Облетать Россию – занятие дорогое

Главный транспортник Евросоюза, употребляя термин «роялти», или лукавит, или демонстрирует некомпетентность. Плата за полёты над Сибирью совсем не похожа на авторские отчисления – Советский Союз, а теперь Россия получают её не за создание чего-то, а просто по факту своего существования. За использование инфраструктуры иностранные авиакомпании платят отдельно.

Соглашение о плате за использование транссибирского воздушного маршрута было заключено в 1970-е годы. Это практически всё, что можно узнать о нём из открытых источников. А ведь автору идеи о таком соглашении можно смело ставить памятники чуть ли не в каждом аэропорту России. Шутка ли – страна (в лице «Аэрофлота», но в данном случае это не существенно) в течение полувека ежегодно получает от 200 до 800 миллионов долларов. Просто за то, что на высоте 10 километров её пространство пересекают рейсы из Европы в Азию и обратно. Разброс цифр объясняется не разной интенсивностью полётов, а всё той же секретностью, которую со временем переименовали в коммерческую тайну.

Суровая современность

Конечно, западные государства и авиакомпании платили такие деньги отнюдь не из уважения к СССР и России и не за красоту сибирских видов из иллюминатора. В зависимости от пункта назначения в Азии в 2021 году на одном парном рейсе перевозчики экономили от 10 до 80 тыс. долл. и от 1 до 5 часов полётного времени.

Но решение о закрытии европейского неба для российской авиации принимали не менеджеры авиакомпаний и не экономисты. Занимались этим политики, которые не смогли даже просчитать, что Россия в качестве ответной меры закроет своё небо для перевозчиков из недружественных стран.

В результате Россия, конечно, потеряла деньги за использование транссибирского коридора. Но совокупные потери западных авиакомпаний оказались гораздо больше. «FinnAir», к примеру, потеряла больше 200 млн. долл. и находится на грани банкротства. Да ещё и азиатские перевозчики, не вводившие санкции и не закрывавшие небо, начали активно вытеснять конкурентов с маршрутов. Так что даже в маловероятном случае нормализации международной обстановки западным компаниям будет трудно вернуться на прежние позиции.

Еврокомиссия проявляет похвальное стремление защищать собственных авиаперевозчиков. Вот только делается это снова по давно не работающей схеме «Россия должна…»

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии