Утильсбор, повышенную ставку которого в России начали 1 декабря взимать с владельцев мощных автомобилей, представляет собой обязательный платёж автовладельцев. Его берут  с владельцев автомобилей при покупке транспорта. Формально утильсбор должен покрывать будущие расходы на переработку транспортного средства, когда оно исчерпает срок службы. Идея (правильная и обоснованная) в том, чтобы часть стоимости машины заранее шла на организацию инфраструктуры утилизации: пункты приёма, демонтаж, переработку материалов. Такой механизм используется в разных странах, поскольку автомобиль состоит и использует в ходе эксплуатации вещества и материалы, требующие безопасной и весьма затратной утилизации.

Как оно всё задумано

почему утильсбор в россии вызывает отторжение

Утильсбор будут брать не с развалюх, а с новых автомобилей

В теории утильсбор должен стимулировать создание системной отрасли переработки, снижать нагрузку на полигоны, уменьшать объём отходов и помогать внутреннему производителю. Его можно не облагать или применять низкую ставку. Так оно примерно есть и сейчас: утильсбор берут с машин, оснащённым двигателем мощнее 160 «лошадей», и основные модели, выходящие с конвейеров в России, под него не подпадают.

В этой теории государство получает ресурс для развития технологий, которые позволяют возвращать материалы в экономический цикл. Производителей обязывают учитывать утилизацию ещё на этапе проектирования машин. Это делает их более пригодными для разборки и повторного использования компонентов. Покупатели, по замыслу инициаторов, получают гарантию того, что старые автомобили не будут годами ржаветь под окнами и превращаться в стихийные свалки, а они являются настоящими защитниками природы. Только их, как Грету Тунберг, в ООН не зовут.

Почему механизм вызывает недоверие и чем он похож на мусорный сбор

На практике утильсбор с самого начала сталкивается с тем же недоверием, что и мусорный сбор. Деньги взимаются со всех владельцев мощных автомобилей. А механизм их распределения остаётся непрозрачным. Плательщики не видят, как именно их взносы превращаются в новую инфраструктуру, оборудование, перерабатывающие мощности или современные методики обращения со старыми машинами. Неясно, на чьи счета они поступают, каковы критерии эффективности и какие реальные изменения происходят благодаря этим суммам.

Главная же претензия заключается в том, что сбор не связан напрямую с качеством российских автомобилей. Он не делает их более безопасными или технологичными, не стимулирует конкуренцию и не улучшает процессы производства. Автовладельцы ощущают утильсбор просто как увеличение стоимости владения машиной, которое никак не компенсируется улучшениями в отрасли. При этом регулярно возникают сомнения, будет ли создана полноценная система переработки или средства растворятся в смежных расходах и карманах лиц, не имеющих отношения к утилизации.

В итоге утильсбор превращается в дополнительный финансовый побор, который обязателен для всех, но не даёт ощутимых результатов. Он формально связан с заботой об экологии и цивилизованным обращением с изношенными автомобилями, но фактически остаётся ещё одним тарифом. Пока нет прозрачности и контролируемых показателей эффективности отобранных у автовладельцев денег, доверия к механизму не появится, а сам сбор будет восприниматься не как инструмент модернизации, а как очередной налог.

P. S. С 1 декабря россиян также начнут штрафовать за «летнюю резину».

guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии