Польские фуры не пойдут на восток
Возможно, демократия в России какая-то не такая, но её эффективность в категории «заявили – решили» несомненна. Не успел председатель Государственной думы предложить запретить польским тяжёлым грузовикам въезд на территорию Российской Федерации, как за сутки проект закона был подготовлен и 23 мая единогласно проголосован. Теперь дело за Советом Федерации и президентом и не думается, что инициированный Вячеславом Володиным закон застрянет где-то в коридорах верхней палаты или президентской администрации. Спикер Госдумы предсказал, что Польша потеряет десятки тысяч рабочих мест и более 8 млрд. евро поступлений в бюджет. В абсолютных соотношениях эти цифры не очень-то велики. Скорее важен сам факт того, что Россия наконец-то ударила первой.
Польский малолетний гопник
За последние годы руководство Польши, к какому-бы политическому лагерю оно не принадлежало, намертво вжилось в классическую роль наглого малолетнего бандита, провоцирующего жертву в вечерней подворотне. Стоит наивному гражданину дать малолетке подзатыльник, как из темноты появляется громила и «заступается за ребёнка».
Выступающие в роли громилы Соединённые Штаты ещё ни разу за Польшу не заступились – если не считать заступничеством продажу вооружений по мировым ценам – но иной раз гладят представителей Варшавы по головкам. Тем и этого хватает.
И несутся из Варшавы громкие заявления. Ладно бы только в адрес России и Белоруссии. Чувствуя безнаказанность, поляки уже и с Германии потребовали репарации за Вторую мировую войну.
Чувствительный точечный удар
Россия не стала требовать с поляков компенсации хотя бы за жизни 600 000 советских воинов, павших за освобождение Польши от идейных предшественников современных европейских элит. Начало положено скромное – польские дальнобойщики теперь не смогут въехать на территорию России.
Этот шаг выбран, очевидно, не просто так. 8 млрд. евро составляют порядка 6% доходной части польского бюджета. Но дело даже не в убытках – с благословения Евросоюза поляки могут просто увеличить дефицит бюджета. В современном мире дальнобойщики составляют наиболее пассионарную часть трудящихся.
Зачастую они работают сами на себя или в небольших фирмах, но при этом привыкли к взаимовыручке и к ощущению себя частью большой общности. При этом для протестов им не нужно собирать многотысячные митинги и манифестации. Сотня фур с гарантией парализует транспортное сообщение в любом мегаполисе.
Неслучайно премьер-министр Канады Пьер Трюдо в момент начала акций водителей фур в Оттаве первым делом сбежал из города и издалека обзывал дальнобойщиков фашистами. Более далёкий пример – переворот 1973 года в Чили. Социальную базу из-под прогрессивного правительства Сальвадора Альенде выбили не ЦРУ и правительство США (хотя они, конечно, руки приложили). Экономическую жизнь Чили парализовала именно забастовка дальнобойщиков.
Фуры это ещё не всё
Вячеслав Володин, поблагодарив коллег по Госдуме за единогласно принятое решение опустить шлагбаум перед польскими дальнобойщиками, сообщил и о том, что Польше неплохо было бы вернуть территории, полученные после Второй мировой войны при содействии Советского Союза.
Вряд ли спикер имел в виду территории на западе Польши, отторгнутые от Германии. Наверное, в нынешнем российском руководстве и не горят желанием присоединить какие-то польские территории. Но как крючок, на котором будет висеть любое польское правительство, такое требование вполне сгодится. Пусть Варшава живёт под призраком, например, Белостокской Народной Республики или возвращения Сувалкинского коридора в родную гавань.