Исполнение социальных обязательств, восстановление темпов деловой активности, поддержка реального сектора экономики и сохранение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы – приоритеты бюджетной политики Московской области в 2021-2023 годах.

Коронавирусная инфекция COVID-19 и связанные с ней ограничительные меры повлияли в 2020 году на темпы социально-экономического развития региона, что во многом определило бюджетную политику Московской области на 2021-2023 годы. Бюджетная, как и налоговая, политика Подмосковья ориентирована на устойчивое социально-экономическое развитие региона, адаптацию его экономики к изменяющейся внутренней и внешней экономической ситуации, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и здоровой конкурентной среды в экономике.

В 2020 году в федеральное и региональное законодательство внесены изменения, направленные на поддержку бизнеса в условиях пандемии, улучшение качества инвестиционного климата через стимулирование вложений в модернизацию и развитие новых производств, упрощение взаимодействия налогоплательщиков с уполномоченными государственными органами благодаря переходу на уведомительный порядок уплаты ряда налогов.

Среди задач на 2021-2023 годы — стимулирование роста поступления инвестиций в экономику, поддержка социально незащищенных слоев населения, сохранение эффективных налоговых льгот и установление оптимальной налоговой нагрузки на предпринимателей, позволяющей соблюсти баланс между поддержкой роста предпринимательской активности и пополнением регионального бюджета.

Социально-экономические условия реализации бюджетной политики Подмосковья

Бюджетную и налоговую политики Московской области и основные параметры регионального бюджета в 2021-2023 годах определяют ключевые показатели прогноза социально-экономического развития на ближайшие три года.

Объем валового регионального продукта в 2020 году прогнозируется в размере 4,6 млрд рублей или 96,5% относительно 2019 года. В 2021 году ожидается рост валового регионального продукта на 2%, в 2022 году – на 3%, в 2023 году – на 2,8%. Рост планируется за счет увеличения промышленного производства, оборота розничной и оптовой торговли.

По предварительной оценке, индекс промышленного производства в 2020 году составит 105,8% по отношению к уровню 2019 года. В 2021-2023 годах сохранится положительная динамика: в 2021 году индекс промышленного производства достигнет 108,0%, в 2022 году – 109,7%, в 2023 году – 110,1%.

Оборот розничной торговли в 2020 году ожидается на уровне 2 613,6 млрд рублей, или 97,4% к уровню 2019 года. В 2021 году прогнозируется рост 104,2%, в 2022 году – 105,5%, в 2023 году – 106,8%.

По предварительной оценке, в 2020 году ожидается спад инвестиционной активности, индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 91,8 % по отношению к уровню 2019 года и объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается в 1 012,9 млрд. рублей. В 2021 году объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 98, 7%. В 2022 года ожидается рост инвестиций в основной капитал на 5,4%, в 2023 году — на 16,5%.

Рост производства товаров и услуг в Московской области является основой увеличения финансовых показателей организаций, прежде всего – прибыли и фонда оплаты труда. В 2020 году рост прибыли организаций должен на 0,8% превысить показатели предыдущего года, в 2021 году – на 5,7%, в 2022 году – на 11,2%, в 2023 году – на 10,9%; рост фонда оплаты труда в 2020 году – на 1,9%, в 2021-2022 годах – на 7% в год, в 2023 году – на 7,3%.

В 2021-2023 годах рост среднемесячной заработной платы работников оценивается в 106,1%, 105,6% и 105,8% соответственно.

Основные параметры бюджета

Исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития Московской области, налоговые и неналоговые поступления на 2021 год планируются в размере 524 млрд рублей, их рост к ожидаемой оценке 2020 года составит 104,2%.

В структуре налоговых и неналоговых поступлений наибольший удельный вес составляют: налог на доходы физических лиц – 37,9%, налог на прибыль организаций – 31,6%, акцизы – 10,5%. По основным доходным источникам к факту 2019 года ожидается рост по налогу на доходы физических лиц – на 6,3%, по налогу на прибыль организаций – снижение на 2,2%, по налогу на имущество организаций – рост на 4,2%.

По основным доходным источникам, кроме поступлений по налогу на прибыль организаций, отмечается положительная динамика к оценке 2020 года, учитывающей восстановление деловой активности и потребительского спроса с III квартала 2020 года, темпы роста фонда заработной платы на 5%, увеличение неналоговых поступлений в связи с ростом доходов от реализации имущества в соответствии с прогнозным планом приватизации.

Доходы бюджета на 2021 год планируются в объеме 583 млрд рублей, с незначительным ростом к факту 2019 года на 1,9%, при этом по налоговым и неналоговым доходам отмечается рост на 5,1%.

Безвозмездные поступления на 2021 год пока предусмотрены в сумме 59,4 млрд рублей. Их объем будет увеличиваться по мере распределения трансфертов в законе о федеральном бюджете и заключения отраслевых соглашений с федеральными органами власти.

В 2022 году относительно прогноза 2021 года закладывается увеличение доходов на 33,4 млрд руб, или на 5,1%, до 616,4 млрд рублей. Объем доходов в 2023 году прогнозируется в размере 656,7 млрд рублей, рост относительно 2022 года — на 40,3 млрд рублей, или 6,5%.

Как основные задачи бюджетной политики региона определены сохранение устойчивости бюджетной системы, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, государственная поддержка реального сектора экономики и последовательное восстановление темпов деловой активности. Согласно законопроекту, расходы бюджета на 2021 год запланированы в объеме 635,4 млрд рублей, за счет собственных средств – практически на уровне 2019 года в объеме 575,9 млрд рублей. В 2022 году расходы бюджета планируются на уровне 672,6 млрд рублей с увеличением по отношению к 2021 году на 37,2 млрд рублей, или 5,9%, в 2023 году748,5 млрд рублей с ростом относительно 2022 года на 75,9 млрд рублей, или 11,3%.

Проект бюджета Московской области сформирован с соблюдением максимально допустимых ограничений по уровню дефицита 10% в 2021 и 2022 годах, установленных в федеральном соглашении по бюджетным кредитам. В 2023 году уровень дефицита составит 15%.

Основными источниками финансирования дефицита бюджета будут выступать внутренние заимствования, при этом прирост объема государственного долга в 2021 году составит 52,2 млрд рублей против 39 млрд рублей в 2019 году.

Верхний предел государственного внутреннего долга Московской области не превысит предельного значения, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.

______*______

Приоритетным направлением бюджета Московской области сохраняется его социальная значимость. Несмотря на оптимизацию непервоочередных расходов и приостановление финансирования отдельных мероприятий практически по всем отраслям, в 2021 году доля социальных расходов в общем объеме расходов бюджета региона составит 85%.

В целом первоочередные собственные расходы бюджета в 2021 году составят 487,2 млрд рублей, в составе которых предусматриваются средства на мероприятия по борьбе с распространением Covid-19 (21,6 млрд рублей), оказание мер социальной поддержки (73,5 млрд рублей), содержание бюджетной сети (145,2 млрд рублей), предоставление дотаций и субвенций бюджетаммуниципальных образований (118 млрд рублей), обязательное медицинское страхование неработающего населения и предоставление межбюджетного трансферта Территориальному фонду ОМС (53,2 млрд рублей), завершение строительства многоквартирных домов в рамках мероприятий по решению проблемы обманутых дольщиков (5,2 млрд рублей) и др.

Расходы бюджета Московской области на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов формируются в рамках 19 государственных программ и 1 адресной программы Московской области и ориентированы на достижение целей и задач национальных проектов. Общий объем программных расходов за счет собственных средств бюджета Московской области в 2021 году планируется в объеме 534,7 млрд рублей, со снижением к уровню 2020 года на 92,7 млрд рублей. Расходы по госпрограммам с учетом федеральных средств про проекту закона прогнозируются на уровне 593, 7 млрд руб.

В 2021 году расходы на реализацию национальных проектов за счет собственных средств бюджета Московской области предусматриваются на уровне 2020 года и составят 73,6 млрд рублей. Наибольший объем средствбудет направлен на мероприятия нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 29,3 млрд рублей, «Образование» – 19 млрд рублей, «Демография» – 11,1 млрд рублей.

Основные расходы за счет собственных средств бюджета Московской области в разрезе госпрограмм:

По госпрограмме«Здравоохранение Подмосковья» в 2021 году отмечается снижение расходов по сравнению с 2020 годом в целом на 37,4 млрд рублей до 110, 2 млрд руб, что связано с беспрецендентным объемом средств, направленным в 2020 году на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.

В структуре программных расходов на 2021 год наибольший объем средств — 47 млрд рублей — запланирован на обязательное медицинское страхование неработающего населения (рост к текущему году на 2 млрд рублей). На обеспечение деятельности учреждений здравоохранения расходы в следующем году составят 29,5 млрд рублей.

Кроме того, проектом бюджета предусмотрено 13,6 млрд рублей на лекарственное обеспечение, 10,1 млрд рублей – на поведение капитального ремонта медицинских учреждений и закупку необходимого оборудования.

В 2021 году по госпрограмме «Образование Подмосковья» основные расходы составят: 107,3 млрд рублей – субвенция на образовательный процесс в детских садах и школах, 11,6 млрд рублей – содержание государственных колледжей и вузов,
9,2 млрд рублей – развитие семейного устройства детей-сирот, выплаты приемным семьям, опекунам, патронатным воспитателям, 6,9 млрд рублей – меры социальной поддержки в сфере образования, 1,5 млрд рублей – капитальный ремонт школ, приобретение помещений для размещения детских садов.

В рамках финансирования государственной программы «Социальная защита населения Московской области» в 2021 году на меры социальной поддержки граждан предусмотрено 45,6 млрд рублей. На оказание государственных услуг в сферах социального обслуживания и занятости населения планируется направить 17,1 млрд рублей.

При планировании расходов на 2021 год по мероприятиям госпрограммы «Строительство объектов социальной инфраструктуры» учтено финансирование по вводным и продолжающимся строиться объектам, знаковым объектам с федеральным софинансированием (всего – 77 объектов) с общим объемом средств 21,3 млрд рублей.

В рамках госпрограммы «Жилище» в 2021 году предусматривается 5,2 млрд рублей на завершение строительства 429 многоквартирных домов, 4,1 млрд рублей – на улучшение жилищных условий граждан, в том числе 224 молодых семей, 657 детей-сирот, 2 759 участников социальной ипотеки, 19 многодетных семей, 500 семей с одним ребенком, родившимся с 01.01.2020.

На переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в 2021 году планируется направить 1,6 млрд рублей.

В рамках госпрограмм «Спорт Подмосковья» и «Безопасность Подмосковья» наибольшая часть расходов в 2021 году будет направлена на содержание государственных учреждений: 7,4 млрд рублей – в сфере безопасности, 5,2 млрд. рублей – в сфере физической культуры и спорта.

В рамках госпрограммы «Культура Подмосковья» в 2021 году на капитальный ремонт и техническое переоснащение муниципальных объектов культуры планируется направить 589 млн рублей.

В 2021 году расходы по госпрограмме «Экология и окружающая среда Подмосковья» вырастут до 4,2 млрд рублей. В следующем году за счет средств бюджета региона предусматривается 970 млн рублей на рекультивацию полигонов.

По госпрограмме «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» в 2021 году основные расходы планируется направить на транспортное обслуживание населения и предоставление льгот по проезду – 26,5 млрд рублей, содержание и ремонт сети автомобильных дорог – 23,6 млрд рублей, строительство автомобильных дорог – 15,3 млрд рублей, функционирование систем фотовидеофиксации – 7,1 млрд рублей, субсидии органам местного самоуправления на капитальный ремонт автодорог местного значения – 3 млрд рублей.

В составе основных расходов госпрограммы «Формирование современной комфортной городской среды» в 2021 году предусматривается 1,1 млрд рублей на приобретение и установку детских игровых площадок. Увеличатся со 160 млн рублей до 1,1 млрд рублей расходы на устройство и капитальный ремонт электросетевого хозяйства, систем наружного освещенияв рамках проекта «Светлый город».

Продолжатся работы по благоустройству общественных территорий, парков культуры и отдыха с общим объемом финансирования 1,8 млрд рублей, ремонту дворовых территорий – 1,1 млрд рублей.

Основные расходы госпрограммы «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» предусматривают строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры (3,2 млрд рублей), реализацию мероприятий в целях сохранения и предотвращения загрязнения реки Волги (0,8 млрд рублей).

В 2021 году в рамках госпрограммы «Предпринимательство Подмосковья» расходы на развитие инвестиционного потенциала региона увеличатся почти в 2 раза до1,3 млрд рублей. На поддержку малого и среднего предпринимательства в следующем году планируется направить 1,2 млрд рублей, на создание и развитие шести индустриальных парков – 0,8 млрд рублей.

Инвестиционные расходы предусмотрены в 2021 году по госпрограмме «Сельское хозяйство Подмосковья», в рамках которой на развитие растениеводства и животноводства, поддержку фермеров и малых форм хозяйствования предусмотрено 2,2 млрд рублей, на развитие инвестиционного потенциала сельского хозяйства – 1,8 млрд рублей, на развитие экспорта продукции АПК – 250 млн рублей.

По госпрограмме «Цифровое Подмосковье» наибольший объем средств в 2021 году будет направлен на развитие цифрового государственного управления – 1,5 млрд рублей, на развитие информационной инфраструктуры и безопасности – 1,2 млрд рублей.

______*______

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

В условиях текущей экономической ситуации прогнозные параметры бюджетов муниципальных образований Московской области на 2021 год запланированы ниже уровня 2020 года, но с ростом к 2019 году: прогнозные доходы увеличатся на 6,2 млрд рублей, прогнозные расходы прирастут на 9,7 млрд рублей. Общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области в 2021 году запланирован на уровне 44,7 млрд руб с ростом по сравнению с 2019 годом на 2,7 млрд рублей. Расчетная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов на 2021 год обеспечивает сокращение различий в уровнях бюджетной обеспеченности с 19,2 до 1,9 раза.

При определении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Московской области на 2021 год общий объем «бонуса» местным бюджетам составил 13,2 млрд рублей, в том числе сверх 5-ти процентного превышения прогнозных расходов – 8,6 млрд рублей.

В целях стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию налоговой базы муниципалитетов и направлению дополнительных средств на развитие территорий предлагается не применять в 2021 году механизм взимания «отрицательного» трансферта.

В декабре 2020 года Министерство экономики и финансов Московской области по согласованию с ЦИОГВ МО заключит соглашения с органами местного самоуправления городских округов Московской области, имеющими в 2021 году расчетный «отрицательный» трансферт, а также «бонусную» дотацию, в целях дальнейшего социально-экономического развития территорий городских округов.

Общий объем межбюджетных трансфертов, передаваемых в 2021 году местным бюджетам за счет собственных средств, составит в 2021 году 163 млрд рублей.

Наибольший объем средств – 17,2 млрд рублей — будет направлен на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры, 5,7 млрд рублей – на софинансирование расходов в сфере благоустройства, 4,3 млрд рублей – на организацию бесплатного горячего питания школьников, 3 млрд рублей – на ремонт автомобильных дорог местного значения, 2,9 млрд рублей – на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектовинженерной инфраструктуры. 

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии