У выпускников Подмосковья наступает горячая пора: до первых экзаменов остается несколько дней, приближается вступительная кампания в вузы и ссузы. О том, как Московская область готовится к проведению итоговой аттестации, какие специальности популярны у современных абитуриентов, а также о крупных научно-образовательных проектах и громких победах школьников Подмосковья порталу mosreg.ru рассказала первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования региона Ольга Забралова.

Школа будущего в Подмосковье: разноцветные классы и кабинеты-трансформеры>>

— Ольга Сергеевна, приближаются выпускные экзамены в школах. Готова ли область к проведению итоговой аттестации?

— Московская область в течение всего года тщательно готовилась к предстоящим экзаменам: велась работа с учителями, общественными наблюдателями и, конечно, с учениками и их родителями. Например, были организованы открытые уроки во всех муниципалитетах, где родители и выпускники могли задать любые вопросы об организации экзаменов.

Наш регион активно участвовал в акции «100 баллов для победы», в рамках которой стобалльники прошлых лет делились с выпускниками секретами своего успеха.

Недавно завершился досрочный период проведения экзаменов.  Он прошел без нарушений, в штатном режиме. ЕГЭ досрочно сдали порядка 1,5 тысячи человек, а ГИА-9 – 39 человек. Четверо выпускников получили самый высокий балл по единому госэкзамену. Они сдали на 100 баллов ЕГЭ по русскому языку, профильной математике, химии и обществознанию.

За экзаменами следили общественные наблюдатели и федеральные инспекторы – представители Рособрнадзора, министерства просвещения Российской Федерации.

Основной период сдачи единого госэкзамена стартует 27 мая: одиннадцатиклассники будут сдавать географию и литературу. Всего в этом году в Подмосковье ЕГЭ напишут 37 тысяч выпускников одиннадцатых классов.

В этом году есть несколько нововведений. Так, впервые ребята могут сдать китайский язык. В нашей области его выбрали 8 человек, причем один из них уже написал экзамен во время досрочного периода сдачи ЕГЭ.

Кроме того, отныне выпускники могут выбирать только базовую или профильную математику (раньше они могли сдать оба уровня по желанию). А информатику с 2020 года можно будет сдавать в компьютерной форме.

Кстати, о современных технологиях: в этом году наш регион вошел в число восьми пилотных, полностью отказавшихся от бумажных носителей информации. Экзаменационные материалы пункты сдачи будут получать через Интернет по зашифрованным каналам связи. Образовательные учреждения региона полностью обеспечены оборудованием для их распечатки и сканирования. Таким образом, все экзаменационные материалы не выходят за пределы аудитории. Это повышает прозрачность процедуры сдачи ЕГЭ и позволяет оптимизировать логистику.

Все 260 пунктов проведения ЕГЭ в Подмосковье охраняемые. На них будут работать 5,5 тысячи камер. За сдачей экзаменов будут следить 1,5 тысячи наблюдателей.

ЕГЭ-2019: какие нововведения ждут выпускников Подмосковья>>

— Какие предметы пользуются популярностью у выпускников?

— Традиционно самый популярный предмет – обществознание, его сдадут 20,7 тысячи человек. Эта дисциплина требуется будущим юристам, экономистам, специалистам в области государственного управления. Профильную математику напишут 20,6 тысячи выпускников, базовую – 15,4 тысячи человек. 7,7 тысячи выпускников сдадут английский язык. Особенно приятно, что 7,5 тысячи ребят выбрали физику – в Подмосковье очень сильная физическая школа.

Как устроено инклюзивное образование в Подмосковье: дистанционное обучение и сдача ЕГЭ на дому>>

— Планируется ли в этом году поощрять педагогов, подготовивших выпускников к ЕГЭ на 100 баллов?

— С 2017 года в Московской области учителя, подготовившие стобалльников, получают премию в размере 100 тысяч рублей. Вознаграждение таким педагогам выплатят в октябре. Причем, если учитель выпустил несколько стобалльников, он получит премию за каждого.

В прошлом году наш регион показал неплохие результаты – 530 стобалльников, что в полтора раза больше показателей 2017 года.

Школьный портал Подмосковья: какие образовательные сервисы доступны онлайн>>

— Недавно в области заложили 50 новых школ, а кто будет в них работать? Существует ли нехватка кадров?

— Сейчас в общеобразовательных учреждениях Подмосковья работает почти 46 тысяч учителей. Нехватки педагогов не наблюдается: регион укомплектован кадрами более чем на 98%. Такой высокий показатель достигается за счет нескольких факторов.

Есть три крупных педагогических вуза Подмосковья: МГОУ и университеты в Коломне и Орехово-Зуеве. Они создают специализированные педагогические классы в школах.

Для привлечения специалистов действуют меры соцподдержки. С 2016 года работает социальная ипотека. Сертификаты уже получили 119 педагогов (112 учителей и 7 воспитателей). Впервые в этом году квоту увеличили почти в два раза – до 90 мест. Кроме того, программу расширили: теперь в ней могут участвовать учителя биологии и физики, а также молодые педагоги, имеющие педагогический стаж работы в Московской области не менее трех лет.

Социальная ипотека подразумевает, что государство выплачивает первоначальный взнос и остаточную стоимость жилья, а участнику программы остается только оплачивать проценты по кредиту. Для региона проект тоже выгоден, так как позволяет привлечь лучшие кадры в наши школы.

Для молодых специалистов существуют «подъемные» в размере 150 тысяч рублей, которые выплачиваются по частям: в первый год работы – 50 тысяч рублей, в конце второго года – 100 тысяч рублей.

С 1 сентября 2018 года молодые педагоги ежемесячно получают доплату 6 тысяч рублей, это касается и классных руководителей. Причем если молодой учитель одновременно является и классным руководителем, то надбавки суммируются и составляют 12 тысяч рублей.

Кроме того, для педагогов предусмотрены муниципальные меры поддержки: пособие при приеме на работу, надбавка к зарплате, обеспечение жильем, предоставление мест в общежитии, компенсация за съем жилья и за проезд.

Лучших учителей поощряют отдельно: победители федерального конкурса педагогов получают 300 тысяч рублей, регионального этапа – 100 тысяч рублей. Помимо этого, в области ежегодно проводится конкурс «Педагог года Подмосковья», по итогам которого лауреаты получают денежное вознаграждение в размере 150 тысяч рублей, а победители – в размере 300 тысяч рублей. Также в Подмосковье определяют лучшего учителя-предметника (всего победителей 18 человек). Есть конкурс «Лучший по профессии», по итогам которого 20 лучших специалистов премируют в размере 300 тысяч рублей. Подмосковные педагоги ежегодно становятся призерами и победителями федеральных и международных конкурсов. Например, с 2015 года представители нашего региона стабильно присутствуют на пьедестале Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Все эти меры поддержки позволяют уверенно говорить о том, что с введением новых школ мы не будем испытывать недостатка кадров.

В ближайшие пять лет по губернаторской программе запланировано строительство 200 школ. И мы уже сейчас задаемся вопросом, кто будет руководителями этих школ. В области регулярно проходят тренинги, курсы, на которые приезжают лучшие специалисты. Недавно приезжали представители профессии из Эстонии и Сингапура. Открою небольшой секрет: скоро мы ожидаем экспертов из Финляндии. Сейчас ведем с ними переговоры о том, чтобы они поделились своими секретами и опытом управления системой образования.  Мы заинтересованы в финских специалистах, потому что именно Финляндия показывает неплохие результаты в международном исследовании качества образования PISA.

Российские директора школ тоже представляют лучшие практики педагогическому сообществу. Все это делается для того, чтобы повышать уровень школьных специалистов. 

«Театральные уроки» в Подмосковье: как школьников приобщают к театральному искусству>>

— Новые школы смогут решить проблему второй смены?

— Проблема второй смены действительно существует, и строительство новых школ – один из эффективных способов борьбы с ней. Отмечу, что наш регион показывает позитивные результаты по сокращению второй смены. За пять лет количество детей во вторую смену сократилось почти вдвое: с 11,5% до 6%. Сейчас во вторую смену учатся 5,81% ребят. Это при том, что ежегодно количество детей в наших школах увеличивается на 40 тысяч человек.

По нашим подсчетам полностью вторую смену удастся ликвидировать к 2024 году. Такой срок мы называем с учетом прогнозируемого роста населения и числа школьников. Ликвидация второй смены в начальной и старшей школе произойдет еще раньше – к 2021 году.

Помимо строительства новых школ ведется капитальный ремонт уже действующих. В 2019 году в программу вошли 30 учебных заведений, в 24 из них проведут комплексные работы, то есть сдадут под ключ. Это тоже позволит увеличить количество учебных мест.

Вузы Подмосковья: какие специальности и направления подготовки они предлагают>>

— Какой конкурс ожидается при поступлении в вузы и ссузы региона в этом году?

— Все больше подмосковных выпускников выбирают для продолжения обучения областные вузы и колледжи. Всего в регионе функционирует 49 колледжей и 6 вузов. В них обучается почти 60 тысяч человек.

Отмечу, что в Подмосковье выпускники 9 классов все чаще выбирают профессиональное образование. Например, в прошлом году больше половины из них захотели пойти в колледжи, техникумы и училища: из 57 тысяч девятиклассников заявления о поступлении подали 35 тысяч человек, а поступили 17,6 тысячи человек.

Если говорить о высшем образовании, все областные вузы конкурентоспособны, пользуются популярностью и считаются высокоэффективными. Два из них входят в Топ-100 лучших вузов России – это «Дубна» и Технологический университет в Королеве. Причем «Дубна» с каждым годом укрепляет свои позиции: в этом году она прибавила три пункта и переместилась с 56-й на 53-ю строчку рейтинга.

В 2019 году подмосковные вузы предоставят абитуриентам почти 4 тысячи бюджетных мест. Из них большая часть рассчитана на педагогические направления – 2,3 тысячи, еще 1,3 тысячи – на инженерно-технологические специальности.

Наибольшей популярностью у абитуриентов среди инженерных специальностей пользуются информационные технологии, авиастроение, машиностроение, электротехника, производство и эксплуатация ракет. Наиболее востребованные педагогические специальности – история, обществознание, начальное образование, русский язык и филология.

Конкурс в профессиональные учреждения в среднем составляет три человека на место. Но по некоторым специальностям – пять-семь человек на место (например, логистика, пожарное дело, ремонт автомобилей). Принять мы можем не всех и отбираем лучших из лучших.

Высокий конкурс объясняется тем, что ребята после окончания могут без труда устроиться по специальности. Почти 90% целевиков трудоустраиваются.

Колледжи Подмосковья: куда пойти учиться после школы>>

— Планируют ли школы Подмосковья сотрудничество с ведущими вузами страны?

— Наши школы подписывают соглашения о сотрудничестве не только с областными вузами, но и, например, с МГТУ им. Баумана, МГУ, МФТИ. Преподаватели лучших учебных заведений страны доступным языком рассказывают школьникам о передовых технологиях, выдающихся научных проектах.

Подмосковье одним из первых вошло в масштабный проект «Вернадский». Его идея заключается в том, что МГУ помогает регионам повышать уровень образования. Для Московской области это очень важный проект хотя бы потому, что у нас находится больше половины российских наукоградов – восемь (Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка). И для каждого из них нужны высококвалифицированные специалисты. У нас работают проекты класса мегасайнс в Дубне (коллайдер «Ника») и Протвино, индустриальные парки в Королеве (космонавтика) и Черноголовке (биотехнологии).

Проект «Вернадский» будет действовать на трех уровнях: в школах, колледжах и вузах. В опорных школах специалисты Московского государственного университета будут вести курсы, а еще больше ребят смогут участвовать в математических субботах МГУ. К слову, с марта этого года более 200 подмосковных школьников уже поучаствовали в таких субботах и смогли подготовиться к заданиям ЕГЭ повышенной сложности.

Учащиеся колледжей получат возможность стажироваться в МГУ, участвовать в фестивале «Наука 0+», также для них организуют дополнительные образовательные программы. Для вузов планируется индивидуальный подход по специальностям в области космонавтики, наноматериалов, ядерной физики и другим. Кроме того, будут созданы совместные лаборатории, научно-образовательные центры, мастерские научных проектов.

Студенты получат возможность проходить стажировки, посещать лектории и научно-образовательные площадки, проводить научные исследования мирового уровня, например, на базе научно-образовательного центра в Черноголовке. А в Королеве планируется создание научно-образовательного центра «Перспективной космической техники «Лунодром». На его базе пройдут обучение более 100 студентов.

Сейчас мы прорабатываем с коллегами из МГУ детали взаимодействия, создаем и уточняем дорожную карту, и к следующему учебному году проект «Вернадский – Подмосковье» заработает в полную силу.

Это не первый масштабный проект за последнее время. Университет «Дубна» совместно с Объединенным институтом ядерных исследований и МГТУ имени Баумана в феврале открыли Международную инженерную школу. В ней учатся уже 30 ребят. Занятия для них проводят сотрудники университета «Дубна» и МГТУ им. Н.Э. Баумана, преподают специальные дисциплины для сложных технических проектов, проводят практические занятия с использованием учебных лабораторий МГТУ им. Н.Э. Баумана. После выпуска ребята будут работать на мощностях коллайдера «Ника» в Дубне.

Как получить информацию о порядке проведения ГИА и результатах ЕГЭ в Подмосковье>>

— Недавно ученица Физтех-лицея имени П.Л. Капицы завоевала бронзу на Международной физической олимпиаде в Австралии. Чем еще могут похвастаться школьники Подмосковья?

— Действительно, еще раз хочется поздравить Ирину Ляликову с бронзовой медалью. В олимпиаде участвовали восемь ребят из России, почетно, что в числе победителей – подмосковная школьница, причем она была единственной девочкой в команде.

Наши ученики показывают блистательные результаты не только на всероссийской, но и на международной арене. Например, в прошлом году подмосковные ребята взяли «золото» и «серебро» на олимпиаде по астрономии и астрофизике в Пекине. В копилке достижений Подмосковья – серебряная медаль на XV Международной юниорской естественно-научной олимпиаде IJSO-2018.

В 2019 году наши ребята показали хорошие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников, завоевав 79 дипломов. Из 212 участников Подмосковья победителями стали 11 человек, призерами – 68. В этом году количество призеров увеличилось на 5 человек, по сравнению с результатами прошлого года. Больше всего дипломантов – 14 человек – в области физики.

Победителей заключительного этапа ждет поощрение в виде единовременной выплаты в размере 200 тысяч рублей, а призерам полагается 100 тысяч рублей. Учителя, подготовившие победителей и призеров заключительного этапа, получат премию губернатора в размере 100 тысяч рублей.

Как записать ребенка в школу и подать электронное заявление в Подмосковье>>