Российские суды ударно поработали в последнюю неделю 2021 года. Во вторник Верховный суд прекратил деятельность общества «Международный мемориал» (является иностранным агентом), а 29 декабря Московский городской суд закрыл тоже считающийся иностранным агентом правозащитный центр «Мемориал». Реакция общественности предсказуема: прозападные либеральные круги оплакивают «мемориалы» в духе «Какой светильник разума угас» и готовятся к тёмным временам, патриотически настроенная часть общества считает, что «давно пора было» и «маловато будет».

Как закрывали «мемориалы»

мемориалы ликвидированы

В зале суда

Иски о закрытии обеих организаций было поданы также с разницей в один день, 8 и 9 ноября. Обвинялись они в систематических нарушениях закона об иностранных агентах и невыплатах штрафов. Правозащитный центр обвиняли ещё и в оправдании терроризма и одобрении экстремизма. Первые предварительные заседания состоялись 23 ноября, и уже чуть более чем через месяц «мемориалы» приказали долго жить.

Все восемь заседаний проходили по одинаковому сценарию: нудноватые прокуроры вели поединок с яркими защитниками (в числе которых бывший «знаток» Илья Новиков и Мария Эйсмонт). Адвокаты, правда, яркими были только внешне, тактика их была скопирована ещё с диссидентских процессов времён Советского Союза и отдавала каким-то детством.

«Не пометили материалы знаками иноагентов» – «Так потом же пометили!» «Внесли в список жертв репрессий пособников нацистов» – «Их там уже нет!» «Продавали книги без соответствующей маркировки» – «Так штамп был, и его иногда ставили на книги!» «Не платите штрафы» – «Вчера уже уплатили!» Внешне всё это выглядит остроумно, но на деле адвокаты каждый раз признавали, что нанявшие их организации действительно регулярно нарушали требования закона. Илья Новиков ещё и заявил, что в законе нет чёткого определения «одобрения экстремизма». Так что решения судов вполне обоснованны.

Деградация «Мемориала»

В суде над «большим» «Мемориалом» был один очень примечательный эпизод. Адвокаты принесли в зал несколько коробок и продемонстрировали присутствующим десятки почётных грамот, дипломов, свидетельств о присуждении премий и т. п. Все эти регалии были иностранными.

Казалось бы, какое иностранцам дело до организации, занимающейся делами репрессированных граждан СССР. А ведь ещё и финансируют «Мемориал» почти исключительно иностранные фонды и граждане.

Дело в том, что общество «Мемориал» в целом и его правозащитная ветвь в частности давно переродились из объединения людей, изучающих репрессии и находящих захоронения их жертв, в инструменты борьбы с Россией. Общий посыл – репрессии и нарушения прав человека являются неотъемлемой частью российского государства, в какие бы тоги оно не рядилось. Такое государство должно быть минимум предельно слабым, а максимум (об этом, конечно, вслух не говорили) – распасться на несколько небольших, «как в Европе», государств.

С этой целью и размеры репрессий раздували, записывая в жертвы кого попало, и имена чекистов обнародовали, и записывали в число тех, чьи права нарушены, откровенных экстремистов и террористов. Государство довольно долго это всё терпело, и к жёстким мерам прибегло только в условиях крайне обострившейся международной обстановки.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии