“Volkswagen” закроет заводы, но этого может быть мало
28 октября председатель производственного совета и исполнительный директор концерна “Volkswagen” Даниэла Кавалло подтвердила худшие опасения миллионов немцев. “Volkswagen” всё же закроет три своих завода в Германии. Несмотря на все исторические, политические и экономические перипетии за более чем 90 лет существования самого понятия «Народный автомобиль» число заводов концерна в Германии только увеличивалось. Прекращение производства на одной из сборочных площадок и двух заводах по изготовлению запчастей станет для страны беспрецедентным событием. Дело даже не в потере 20 тыс. рабочих мест, уменьшении налоговых поступлений или сокращении производства высокотехнологичной продукции. Закрытие заводов “Volkswagen” равносильно признанию того факта, что Германия перестала быть экономическим локомотивом Европы. Наряду с экономическими неурядицами в соседних странах это означает, что и Европа теряет место среди мировых экономических лидеров.
Надежда умерла последней
Разговоры о том, что “Volkswagen” закроет часть своих заводов, велись ещё с лета. Поначалу их воспринимали как нехитрый способ выдавить из правительства Олафа Шольца некие экономические преференции. Дело для таких крупных и известных во всём мире компаний обычное и зачастую заканчивающееся успешно. Мало кому из политиков захочется войти в историю могильщиком самого знакового для страны предприятия.
Однако нынешним немецким политикам современная политико-экономическая повестка важнее. Государственные субсидии, если следовать ей, недопустимы. Вредные выбросы от заводов нужно сокращать в перспективе до нуля. Конкуренция должна быть честной, здоровой и прозрачной. И вообще, как сказал министр экономики Роберт Хабек, правительство существует не для того, чтобы помогать промышленности.
“Volkswagen” губит совокупность факторов
Конечно, политика правительства, лишившего немецкую промышленность относительно недорогих российских энергоносителей и параллельно до последнего продвигавшего зелёную энергетику, нанесла концерну сокрушительный удар. Его получила вся экономика, но автомобильный рынок в Германии отличается очень высокой конкуренцией, которую усиливает экспансия китайских производителей.
Однако обвинять в бедах “Volkswagen” только политиков глупо. Менеджмент концерна откровенно прозевал сначала взрывной рост рынка электромобилей, а затем появившиеся на нём проблемы. Если пандемию COVID-19 предугадать было невозможно, то отказ правительств от стимулирующих выплат за покупку и эксплуатацию электромобилей был очевиден. В национальных бюджетах сейчас просто нет денег для таких выплат. Всё, что Германия может тратить сверх бюджета, уходит на помощь Украине.
Причём оценочный масштаб бедствия, постигшего “Volkswagen”, не так уж и велик. За четыре года концерну нужно было «ужаться» на 10 млрд. евро, причём 3 из них нашли за счёт внутренних резервов. Но вот остальные деньги сэкономить без закрытия заводов и массовых увольнений не удастся. Поэтому концерну “Volkswagen”, основанному практически по прямому приказу Адольфа Гитлера, в далёком 1933 году ещё даже не занявшего пост канцлера Германии, придётся открыть не самую весёлую страницу своей истории.