В московском кафедральном соборе св. Петра и Павла продолжается фестиваль духовной музыки «Адвент». В его программе – хоровая, камерная, симфоническая и органная музыка от эпохи барокко до XX века.В воскресенье, 22 декабря, прозвучали две рождественские баховские кантаты (№ 121 «Christum wir sollen loben schon» и № 40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes») в исполнении титулярного органиста Папской базилики св. Михаила в Мадриде Даниэля Сальвадора (Испания) и ансамбля Collegium Musicum. Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко.По словам доцента Кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории Романа Насонова, текст первой канаты, впервые исполненной 26 декабря 1724, года восходит к рубежу 5-6 веков и относится к произведению поэта Сидулия, создавшего один из древнейших христианских гимнов. Она посвящена рождению Иисуса и воспевает любовь к Богу.Он также рассказал, что вторая каната была впервые исполнена 26 декабря 1723 года и стала своеобразным «блокбастером» начала XVIII века и пользовалась огромной популярностью. Она повествует о борьбе добра со злом, а именно, Божьего сына и сатаны. «Одна из аллегорий – это сын девы Марии, поражающий древнего змея, сатану. Слушатели понимали, что битва идет ради спасения их душ, в тексте также есть отсылки к сотворению мира и субботе, когда Христос окончательно сокрушит зло», — отметил ученый.«Слушая музыку Баха, и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр. Кроме того, кантаты Баха являются одной из самых важных и смыслообразующих частей наследия Баха.Концерт продолжил масштабный проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Все духовные кантаты Баха были исполнены на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.Для справки:Кантата № 40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге. Она впервые прозвучала 26 декабря 1723 года в двух главных церквях города – св. Фомы и св. Николая. Бах явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола — в триумфальном звучании духовых возникает образ Христа-победителя.В основе Кантаты № 121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне») лежит гимн Мартина Лютера. Впервые эта кантата была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию по старым временам. Вдохновленный старинной мелодией, Бах выбирает архаичный стиль письма, но украшает ансамбль выразительными тембрами корнета, трех тромбонов и гобоя д’амур.

Оставить комментарий

avatar