Сегодня отмечает свой 85-летний юбилей ветеран Салаватского государственного башкирского драматического театра, заслуженная артистка Башкирской АССР Флюра Габдулловна Музагитова (Хабибуллина).

Из материалов Салаватского театра:

Флюра Габдулловна Хабибуллина родилась 30 апреля 1935 года в деревне Сатый Миякинского района БАССР.

Талантливая, богатая на выдумку деревенская девочка из многодетной семьи школьного учителя Габдуллы Хабибулловича и его жены Шамсиямал Нугумановны Хабибуллиных с детства любила петь и танцевать. Первый актерский дебют Флюры состоялся на сцене избы. Ее отец – школьный учитель — ставил пьесу под названием «Беренсе театр» по комедии Галиаскара Камала. Маленькая, пятилетняя Флюра вместе с отцом играла на сцене. С раннего детства в девочке проявлялся артистический талант. В 1948 году семья Хабибуллиных переезжает на историческую родину отца в село Яшерганово Стерлибашевского района. Стоит отметить, что со Стерлибашевской землей тесно связаны славные имена многих известных театральных деятелей и актеров. Габдулла Хабибуллович был направлен в родное село на должность директора школы. В те суровые послевоенные годы деревенская жизнь была очень сложной.

Женское население Яшерганово вязало пуховые шали, носки, варежки. Каждый вечер то у одной, то у другой сельские женщины и девушки устраивали посиделки. Флюра вместе со старшей сестрой Зухрой была их участницей. Частенько, отложив свое рукоделие, по просьбе старших подруг она могла изобразить то толстушку Халиму, которая танцевала, переваливаясь с одной ноги на другую, то танцующую худышку Гумбару, у которой на зависть всем местным девчатам были туфли на высоком каблуке. Ох, как мечтала об этих туфлях Флюра, они были ее несбыточной мечтой. Целеустремленная девочка какое-то время спустя все-таки стала обладательницей тех заветных туфель.

А дома, когда все дела были закончены, Флюра из маминого газового платка делала «экран», вешала его на стену и представляла себя киноактрисой, играя то одну, то другую роль.

В Араслановской школе она успешно заканчивает десятый класс. В 1955 году поступает в Стерлитамакское культурно–просветительское училище на хородирижерское отделение. Уже до поступления в училище Флюра умела играть на мандолине. Учеба давалась ей легко. Известный в училище педагог Куколев восхищался разносторонне одаренной студенткой и ее манерой игры на мандолине. Однажды он предложил Хабибуллиной продемонстрировать свое умение играть на инструменте другому известному педагогу в училище, и тот был восхищен ее искусной, виртуозной игрой на мандолине. На выпускном государственном экзамене студентка Хабибуллина сыграла отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин».

По окончании училища с 1957 по1960 годы Флюра работает художественным руководителем районного Дома культуры Стерлибашево. Директором в то время работал ее будущий супруг – Риф Музагитов. Они познакомилась, когда Флюра проходила здесь практику. Импозантный в яловых сапогах и длинной шинели, Риф сразу привлек внимание девушки.

В один из сельских вечеров на сцене Стерлибашевского клуба шел спектакль по драме Мажита Гафури «Черноликие». Отыграв свою роль, Флюра выбежала за кулисы. Она даже не успела снять грим, как туда вошел мужчина и с нескрываемым восторгом произнес: «Галима! Вот она, какая настоящая Галима!».

«Я, Хай Фахриев, актер Салаватского театра» – представился он. «Нам нужны такие актрисы, как вы», — продолжил Фахриев. Вот так молодоженам Музагитовым представилась возможность продолжить работу на сцене профессионального театра. Переезд благотворно повлиял на артистическую карьеру Флюры. Ей сразу же представилась счастливая возможность заменить известную актрису Газизу Насырову и сыграть главную роль.

Всю свою жизнь она посвятила театральному искусству. Ею была создана целая галерея обаятельных образов лирического плана, таких, как, например, Галима («Черноликие» М.Гафури), Комола («Дочь Ганги» Р.Тагора), Клея («Эзоп» Фигейредо), Ляйсан («Ляйсан» А.Муртазина), Джудит («Ученик дьявола» Б.Шоу), Айсылу («Поток» Т.Гиззата) и множество других. Прекрасно удавались ей образы матерей: Фатима («Ашкадар» К.Акбашева), Алла Васильевна («С вечера до полудня» В.Розова), Мать («Белое платье моей матери» Ш.Хусаинова), Хафаса и Бибисара («Матери ждут сыновей» А.Мирзагитова) и другие. С успехом играла она и острохарактерные роли и роли комедийного плана – Фагиля («Шауракай» М.Бурангулова), Сарби («Башмачки» Х.Ибрагимова), Галимабану («Галиябану» М.Файзи).

Флюра Габдулловна говорит: «Мне близки по характеру лирические роли. Они воодушевляют зрителей, проникают в глубину их душ, открывая новые, неизведанные чувства».

Одна из таких ролей – роль учительницы Бибисары в пьесе Асхата Мирзагитова «Матери ждут своих сыновей». Сын Бибисары не вернулся с войны, он оказался в стане врага, сдался в плен. Она просит прощение у погибших солдат за своего сына. Прощаясь с односельчанами, она танцует в белом нарядном платье – это ее «лебединая песня».
С 1975 по 1982 и с 1989 по 1992 годы супруги Музагитовы работали по приглашению в Башкирском академическом театре драмы им.М.Гафури, с 1992 по 1994 и с 1996 по 1999гг. – в Туймазинском татарском драматическом театре. В каком бы коллективе ни работала Ф.Хабибуллина, везде ярко проявлялись природное мастерство, яркие творческие данные и высокий профессионализм актрисы.

В 1994 году за роли в спектакле «Ильгизар +Вера» Риф и Флюра Музагитовы стали лауреатами премии «Театральная весна-1994».
За достигнутые творческие успехи в 1974 году Ф.Хабибуллиной было присвоено звание «Заслуженная артистка БАССР». Сейчас заслуженная актриса Башкортостана Флюра Габдулловна на заслуженном отдыхе. Вместе с супругом народным артистом РБ Рифом Музагитовым рука об руку прожили 55 счастливых лет. К сожалению, Риф агая не стало летом 2017 года.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии