Профессиональное искусство и культура Башкортостана понесли тяжелую и невосполнимую утрату – 26 марта на 86-ом году жизни ушел из жизни театральный критик, театровед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, член Союза журналистов, Союза театральных деятелей Суюндук Саитов.

Суюндук Сахеевич Саитов родился 10 декабря 1934 года в г.Баймак БАССР.

После окончания МГУ (1958) работал литературным сотрудником, заведующим отделом, корреспондентом газеты «Советская Башкирия», в 1966 – 1974 гг. работал в Институте истории, языка и литературы, в 1982 – 1988 гг. преподаватель БГУ, с 1994 г. – ведущий научный редактор научного издательства «Башкирская энциклопедия», в 1998 – 2004 гг. – редактор литературного отдела БАТД им. М.Гафури.

Научные исследования Суюндука Сахеевича посвящены башкирскому театральному искусству и творчеству театральных, музыкальных деятелей, артистов балета и танца. Он является автором более 500 критических статей, пьес «Репортаж с петлёй на шее», «Глаза раненой волчицы», «Вороний праздник», документальных повестей «Мы старше своей смерти», «Фронт за фронтом» (обе — в соавт.) и др.

С.Саитова помнят и знают как автора и ведущего республиканских телевизионных программ «Час – театру», «Театральный меридиан» (1973 – 1991). Он был так же одним из постоянных авторов статей «Башкирской энциклопедии», автором энциклопедии «Салават Юлаев» (2004).

Его книги: Арслан Мубаряков: жизнь и творчество жизнь и творчество: очерки, воспоминания, документы, иллюстрации (Уфа, 2008, на башк. яз.); Танец ликующий (Уфа, 1968); Башкирский государственный академический театр драмы (Уфа, 1969, соавтор); Тансулпан Бабичева (Уфа, 1995).

 Суюндук Сахеевич останется в памяти тем театроведом, который ценил талант, понимал значение личности художника, вглядывался в его лицо со всеми особенностями и индивидуальными чертами, разгадывая тайные, лежащие не на поверхности смыслы театрального текста – и потому он всегда был нужен национальному театру. Суюндук Саитов, будучи искренне преданным идее театра, носителем театральной памяти и продолжателем исторических исследований, всегда был нужен театральной педагогике, режиссерам, актерам, публике, всем, кто способен существовать в диалоге, размышляя о спектакле, драме, сценографии, рождая новые театральные концепции и осмысляя процессы жизни. Он в неком смысле был как идеолог театра, как толкователь нового слова в искусстве.

Его театроведческие тексты – это еще и социально-духовный документ времени, это память эпохи, это материал для построения как малой истории – искусства театра, так и большой – Культуры в целом. Вся жизнь театрального критика Суюндука Сахеевича была величайшей миссией – писать историю национальной театральной культуры.

Светлая память о Суюндуке Сахеевиче навсегда сохранится в наших сердцах.

Церемония прощания с Саитовым Суюндуком Сахеевичем состоится 28 марта 2020 года в 11.00 часов, по адресу: Энгельса, 5.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии