В рамках Всероссийского культурно-просветительского проекта «Шежере» сегодня в село Урмиязы Аскинского района состоялся йыйын (съезд) рода Балыксы.

На съезд приехали делегаты рода Балыксы из Аскинского и Караидельского районов, эксперты, историки и краеведы. Мероприятие посетили председатель Президиума Всемирного курултая башкир, заместитель председателя Государственного Собрания-Курултай Республики Башкортостан Эльвира Аиткулова и глава Аскинского района Ришат Дихин.

Съезд начался с театрализованного представления об истории рода Балыксы. Театрализированный пролог об образовании рода «Балыксы» подготовили специалисты  Республиканского центра народного творчества (режиссёр Редик Ганеев).

В рамках йыйына был выбран председатель Совета общественной организации «Род Балыксы». Также представители рода голосованием приняли гимн и герб. На гербе изображены все исторические атрибуты рода Балыксы: тамга, орёл, ветвь лиственницы, клич «Салауат». На съезде презентовали и научно-методические пособия по северным башкирам. Участники рассмотрели такие темы, как «Язык башкир рода Балыксы» по данным диалектологии, «Известные люди рода «Балыксы», «Фольклор северных башкир» и мн. другое. Затем в торжественной обстановке прошла церемония передачи штандарта съезда родов. Эстафету на этот раз принял род Уран и следующий съезд пройдет через неделю в городе Янаул.

Также в ходе съезда Республиканский центр народного творчества провел серию мастер-классов по традиционному костюму северо-западных башкир, учитывая региональные особенности, по приготовлению напитка «Буза» и танцевально-игровому фольклору. Обучение провели Гюльнара Шафикова, Гульгина Баймурзина и Марс Саитгалин.

Также в рамках съезда рода Балыксы состоялся мастер-класс по изготовлению «уҡа иҙеү» от призера конкурса «Тамга» Гюльнары Шафиковой.

Народная женская рубаха — күлдәк обшивалась по грудному вырезу рядами лент или полос цветной материи, на которые нашивались монеты в один-два ряда или сплошной чешуей. Называлось такое украшение — иҙеү. В некоторых районах Башкирии иҙеү превратилось в самостоятельное нагрудное украшение. Чаще всего такой нагрудник представлял лопатообразный кусок ткани с нашитыми двумя-тремя дугами полосками материи, лентами, позументом на которые накреплялись монеты или штампованные металлические бляхи — кумбазы. Нагрудник с нашитым позументом называли — уҡа иҙеү.

Напоминаем, что прошедший в Аскинском районе съезд рода Балыксы — это уже второй подобный форум. Первый йыйын прошёл в 2019 году.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии