В этом году в Республике Башкортостан отметят 125-летие со дня рождения Газиза Альмухаметова
В 2020 году в Республике Башкортостан пройдут юбилейные мероприятия, посвященные 125-летию со дня рождения башкирского певца и композитора Газиза Салиховича Альмухаметова. Соответствующий Указ был подписан 29 апреля Главой Республики Башкортостан Радием Хабировым.
Для справки:
Газиз Салихович Альмухаметов (1895—1938) — башкирский певец и композитор, музыкально‑общественный деятель. Первый из певцов удостоился звания «Народный артист Башкирской АССР».
В 1914 году начинает гастролировать среди татарского и башкирского населения в Поволжье, Сибири, Казахстане.Участвовал в башкирском национально-освободительном движении. Служил в составе контрразведки при Оренбургском военном отделе Башкирского военного совета (БВС). Согласно Приказу № 34 БВС от 4 сентября 1918 года, был оставлен в должности руководителя Кипчакского добровольческого отряда (в означенной должности с 1 августа 1918 года).
В 1920 году занимался в Народной консерватории в Ташкенте, позднее консультировался в консерватории в Москве.
С 1921 года сочетает концертную деятельность с собиранием башкирских и татарских народных песен и композиторским творчеством. Интересуется фольклором восточных народов, башкирскими и татарскими народными песнями, их историей, легендами. Постепенно становится фольклористом-собирателем и исполнителем.1922—1929 годыВ 1922—1929 гг. живёт в Казани, концертирует, пишет песни, работает над операми вместе с Султаном Габяши и В. И. Виноградовым.Пишет эскизы оперы «Сания» на либретто татарского писателя Фатиха Амирхана. Вместе с Султаном Габяши и Василием Виноградовым продолжает работать над «Санией» .25 июня 1925 года в Казани состоялась премьера «Сании» . Большой успех окрылил авторский коллектив. За первой татарской оперой последовала вторая — «Эшче(Рабочий)» . Обе оперы получили большой отклик: партитура «Сании» и фотографии авторов и исполнителей экспонировались на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, а «Эшче» была показана летом 1930 года в Москве на Всесоюзной Олимпиаде национальных театров.1929—1938 годыС 1929 года жизнь и творчество Альмухаметова связаны с Уфой. Альмухаметов — автор брошюры «В борьбе за создание башкирской советской музыки» (Уфа, 1933), в которой впервые освещается состояние башкирской музыкальной культуры и намечены перспективы её развития.
В Уфе выступает с концертами и пишет музыку. Газиз Альмухаметов стал одним из организаторов Башкирской студии при Московской консерватории имени П. И. Чайковского и инициатором открытия Башкирской филармонии. В поисках одарённых певцов выезжает в районы республики. В 1929 году к 10-летию Башкирской АССР Газиз Салихович в соавторстве с Габяши и Виноградовым написал торжественный марш «Башкортостан» . Альмухаметов исполнил его в правительственном концерте для делегатов VII Всебашкирского юбилейного съезда Советов. На этом съезде было принято решение о присуждении певцу звания «Народный артист Башкирской АССР» .
С 1932 года работал в Уфимском музыкальном училище и одновременно в Башкирском научно-исследовательском институте языка и литературы. Им записаны башкирские народные песни «Ашкадар» , «Буранбай» , «Тафтиляу» , «Урал» , отрывок из эпического сказания «Кунгыр-буга» и другие.
В своих концертных поездках и экспедициях по сбору фольклора Газиз Салихович продолжал поиски новых талантов для оперной студии, становясь наставником многих будущих мастеров: певцов, музыкантов, композиторов. Среди них Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина. Окончив башкирскую студию при Московской государственной консерватории, каждый из них внёс свою лепту в развитие музыкального искусства и культуры родной республики.Альмухаметов не ограничивал свой репертуар народными песнями, классическими романсами и ариями, а создавал также собственные оригинальные вещи. Его баллада «Зловещий ветер» — одно из первых сочинений в этом жанре в башкирской и татарской музыке. Своеобразна песня «На смерть Маяковского» , очень популярна была лирика: «Лодки» , «Пишу песни» , «На берегу Агидели» .Альмухаметов готовил национальный репертуар для будущего оперного театра. Им были заказаны новые оперы С. Габяши, А. Ключарёву. Переводились на башкирский язык итальянские — «Тайный брак» Чимарозы и «Прекрасная мельничиха» Паизиелло.