5 июля в Русском православном духовно-культурном центре в Париже открывается выставка автохромов из коллекции музея-заповедника «Царское Село» — «Последняя резиденция последнего императора».В экспозиции представлены 27 автохромов, выполненных в 1917 году.В 1907 году братья Люмьер разработали мозаичный трехцветный растр и выпустили пластинки «автохром». Растровый вариант цветной фотографии был распространен до 1935 года.История появления упомянутой коллекции автохромов долгое время не была изучена. В процессе работы над данной темой в собрании рукописных материалов музея-заповедника «Царское Село» удалось обнаружить документы, позволяющие установить авторство, время и цель составления коллекции.Художник-архитектор Георгий Лукомский являлся председателем Царскосельской художественно-исторической комиссии, созданной для приема и охраны имущества бывшего Дворцового управления. В мае 1917 года он обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством Императорского двора и уделов Ф.А. Головину: «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 году, то есть ко времени конца Российской монархии». Для этой цели был приглашен бывший конюшенный полковник фотограф Андрей Зеест, который согласился выполнить предложенную работу.Съемки в Екатерининском дворце начались в июне 1917 года, а в Александровском — 14 августа (по новому стилю), сразу после того, как семья императора Николая II была отправлена в Тобольск, и продолжались до октября того же года. Уже 11 октября в объяснительной записке, прилагаемой к оплаченным счетам, Лукомский своей подписью удостоверяет, что все необходимые для Художественно-исторической комиссии цветные снимки в количестве 140 штук приняты и находятся в Канцелярии.Интересна дальнейшая судьба уникальной коллекции. Известно, что в ноябре 1918 года, при приемке дел от бывшего уже председателя Художественно-исторической комиссии Г.К. Лукомского, выяснилось, что 843 снимка с черно-белых негативов и 83 цветных диапозитива были переданы им книгоиздательству «Копейка» для воспроизведения в издании, которое готовил сам Лукомский, но которое не было выпущено. Снимки предполагалось изъять из издательства и передать для хранения в Детскосельское управление художественного имущества республики Северного района. Это осуществить не удалось — судя по всему, Лукомский увез их с собой заграницу.Коллекция, которая в настоящее время является частью собрания фотоматериалов музея-заповедника «Царское Село» и состоит из 45 изображений, по вышеизложенной причине была сформирована уже в послевоенные годы: 33 из них в 1968 году были приобретены музеем у наследников фотографа А.А. Зееста, а 12 — в 1958 году подарены музею английским туристом, членом Оксфордского клуба Г. Барратом. Это наводит на мысль, что пластинки, переданные в дар, входили в число вывезенных Лукомским, так как известно, что последний до конца своей жизни проживал за границей, в том числе в Англии.Сохранившаяся часть коллекции позволяет судить о чрезвычайно высоком художественном уровне выполненных работ. С большим мастерством воспроизведены цветные виды интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, с подлинными предметами убранства, находившимися в залах до начала оккупации города Пушкина осенью 1941 года. Залы дворцов возрождаются по настоящее время, и довоенные цветные изображения являются неоценимым подспорьем в работе реставраторов по их воссозданию.В июне 2012 года на аукционе Olivier Coutau Bėgarie на пожертвование Майкла Пайлза музеем были приобретены еще 48 автохромов с видами Большого Царскосельского, и, что особенно ценно, Александровского дворца, вероятнее всего, из числа вывезенных Георгием Лукомским.Выставка «Царское Село: последняя резиденция последнего императора» в Париже продолжит работу до 25 августа 2019 года.