Жизнь — игра без овертайма
5 великих трагедий спорта.
11 августа 1979 года весь основной состав самобытного советского футбольного клуба «Пахтакор» погиб в авиакатастрофе. И этот печальный список можно продолжить…
«НЕЗАМЕТНАЯ» ТРАГЕДИЯ
Увы, спорт — это не только радость побед и крепкое здоровье. «Пахтакор» был титульной командой Узбекистана в футбольном чемпионате СССР. Но 11 августа 1979 года случилась страшная авиакатастрофа, унесшая жизни 178 человек, среди которых были 14 футболистов команды «Пахтакор».
Теоретически все было просто, как в школьной задачке: из пунктов А и Б навстречу друг другу вылетели два самолета…
Первый из них, Ту-134 компании «Аэрофлот», следовал рейсом Ташкент — Минск, именно на нем «Пахтакор» направлялся на игру чемпионата СССР с местным «Динамо». Второй такой же лайнер шел маршрутом Кишинев — Ворошиловград — Куйбышев. Беда стряслась в небе над Днепродзержинском.
Неопытный специалист допустил роковую ошибку: по его расчетам лайнеры должны были спокойно разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку в пространстве с разницей в три минуты. Но на самом деле до столкновения оставалось менее 60 секунд.
Два Ту-134 столкнулись при скорости 800 км/ч у каждого. Выживших не было.
Везунчиком оказался главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич. За несколько дней до трагедии он вылетел в Сочи повидаться с женой и сыном, чтобы затем встретиться с командой уже в Минске. О несчастье узнал из телефонного звонка.
Родился в рубашке и массажист клуба, которого спас день собственного рождения. Он и его знакомый журналист выпили по этому поводу лишнего, из-за чего проспали вылет и остались живы.
О трагедии в советской прессе ничего не сообщалось. Лишь через неделю на последней странице одной из спортивных газет вышла заметка со скупой информацией о разбившейся команде.
РЕКВИЕМ «КРАСНЫМ ДЬЯВОЛАМ»
Случаи, когда спортсмены погибают целыми командами, свойственны не только России. В других странах статистика ничем не лучше.
В этом году исполнилось 60 лет одной из самых известных футбольных трагедий: самолет с великой английской командой «Манчестер Юнайтед» на борту разбился в аэропорту Мюнхена. Погибло целое поколение молодых и талантливых «красных дьяволов» — так называли и называют болельщики своих любимцев.
6 февраля 1958 года авиалайнер даже не смог подняться в воздух, увязнув в снегу. Сугробы на последней трети взлетной полосы почему-то не были расчищены. Пробив ограждение мюнхенского аэропорта, самолет врезался в жилой дом и протаранил грузовик с горючим, который взорвался при столкновении.
Из 44 находившихся на борту, а это футболисты, тренерский штаб, журналисты и пассажиры, 21 человек скончался на месте. МЮ недосчитался восьмерых погибших игроков. Еще двое из-за полученных травм впоследствии закончили футбольную карьеру.
Выжить в катастрофе посчастливилось тяжело раненному тренеру манкунианцев Мэтту Басби и легендарному капитану команды Бобби Чарльтону, будущему чемпиону мира.
БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ ВСЕВОЛОД БОБРОВ
Хоккейная команда Военно-воздушных сил (ВВС) была одной из лучших в советском хоккее на рубеже 1950-х. Еще бы! Ее курировал сын самого Сталина — Василий, и с ней связана первая в нашей истории авиационная катастрофа, в которой погиб целый хоккейный клуб.
Несчастье произошло 5 января 1950 года в аэропорту Свердловска, где принадлежавший Министерству обороны самолет «Дуглас С-47» разбился при посадке. Из 13 членов команды ВВС и 6 летчиков в живых не осталось никого.
Василий Сталин был фанатом хоккея и ради первой победы своей команды в чемпионате СССР сделал все, чтобы заполучить в ряды «летчиков» лучшего нападающего страны Всеволода Боброва.
Выездная игра на Урале должна была стать для него первой в новом коллективе. Чтобы выкроить время для тренировок и акклиматизации, было решено использовать вместо поезда самолет, что и предопределило трагедию.
Но! На борту злополучного «Дугласа» Боброва не оказалось! Почему? Существуют лишь догадки и легенды. Одна из них — Бобров, которому приписывают фразу «Тренируется тот, кто играть не умеет», просто не спешил на тренировки и поехал поездом, чтобы прибыть прямо к игре.
Сам же Всеволод Михайлович утверждал, что его просто подвел будильник, поставленный на 4 часа утра.
ПОЛЕТ ПРОДОЛЖАЛСЯ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД
Очередная беда в мир российского спорта пришла 7 сентября 2011-го, когда вместе с самолетом Як-42, совершавшим взлет в ярославском аэропорту Туношна, разбился местный хоккейный клуб «Локомотив».
По каким-то причинам самолету при разбеге не хватило длины полосы, и взлет был произведен уже с грунта в 400 метрах от нее. Полет продолжался всего несколько секунд: на высоте 5-6 метров лайнер столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношки и разрушился. При падении из жизни ушли 36 пассажиров и 8 членов экипажа.
Причину случившегося озвучил Межгосударственный авиационный комитет (МАК): командир воздушного судна либо второй пилот неосознанно нажимали на тормозные педали во время разбега и скорость в конечной стадии взлета оказалась ниже необходимой.
Виновным был признан заместитель директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадим Тимофеев, не обеспечивший, по мнению следствия, должного контроля за уровнем подготовки экипажа. Однако родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.
ВЗБЕСИВШИЙСЯ БОИНГ
Воздушная трагедия, датируемая 15 февраля 1961 года, считается одной из самых загадочных и необъяснимых.
А начиналось все просто отлично. Чемпионат мира по фигурному катанию в Праге ожидал гостей, в том числе спортсменов из США. 18 лучших американских фигуристов вместе с тренерами, официальными лицами и родственниками вылетают из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель с дальнейшей пересадкой до Праги. Абсолютно исправный новенький Boeing 707 летит в Европу.
Увы, мягкой посадки в брюссельском аэропорту не произошло: самолет рухнул в лесистой местности неподалеку от бельгийской столицы.
Живых не осталось. Среди 72 погибших вся спортивная делегация США — 34 человека. Чемпионат мира в Праге был отменен.
Но что удивительно! При исследовании фрагментов разбившегося самолета никаких следов технических неполадок обнаружено не было. И тем более непонятно, почему на высоте менее 300 метров двигатели воздушного судна внезапно увеличили мощность, а уже выпущенные шасси втянулись обратно.
Валерий Мальчев.
DPA/ТАСС,
ТАСС/В. Смирнов
РИА «Новости»/Ю. Тутов,
РИА «Новости»/М. Боташев.