Американские военные просят найти их F-35
Довольно курьёзный, хотя и не уникальный, случай произошёл во время тренировочного полёта самолёта F-35 «Lightning II». В воздухе случилось некое происшествие, вынудившее пилота катапультироваться. Но то ли пилот переоценил степень опасности, то ли с самолётом что-то случилось уже после того, как он превратился в беспилотник, но F-35 полетел дальше. По состоянию на 20:00 мск его ещё не нашли. Командование авиабазы через «Facebook» (социальная сеть запрещена в России) обратилась к гражданам с просьбой о помощи в поисках.
Самолёт-невидимка в квадрате
F-35, фюзеляж которого создавался по технологии «Стелс», на этапах проектирования и разработки называли самолётом-невидимкой. Постоянно дорожавший универсальный самолёт получился не совсем невидимкой. Его достаточно хорошо обнаруживают радары. Но денег на его проекте и производстве распилили и продолжают пилить столько, что легко затыкают рот всем критикам. Да и список лётных происшествий за семь лет эксплуатации превысил два десятка при том, что и летают на F-35 нечасто, а случаи боевого применения можно пересчитать на пальцах одной руки.
18 сентября в 12:30 местного времени F-35 взлетел с военной базы «Чарльстон», расположенной севернее одноимённого города в штате Южная Каролина. Почти сразу после взлёта невооружённый, по заявлению командования базы, повёл себя так, что напугал пилота. Тот экстренно покинул машину, его жизни ничто не угрожает. F-35 же полетел дальше. Пилот катапультировался между двумя озёрами, и больше самолёт никто не видел. К вечеру командование базы запросило местное население о помощи в поисках машины стоимостью в сотню миллионов долларов. Награду за помощь в находке беглеца пока не объявляли.
Интересно, что база «Чарльстон» является объединённой, то есть на ней размещены части и подразделения разных родов войск. По американским стандартам такие базы обязательно прикрывают системы ПВО. Куда смотрела ПВО базы во время полёта улетевшего F-35, остаётся загадкой. Судя по заявлению пресс-службы базы, командованию неизвестно даже примерное направление его полёта.
Не единичный случай
Впрочем, особо иронизировать над небоевой потерей американцами новейшего самолёта не стоит. Такие происшествия уже случались, и не всегда они заканчивались благополучно.
В 1989 году советский МиГ-23, взлетевший с аэродрома в Польше пролетел в беспилотном варианте почти 1 000 км, долетев аж до Бельгии. Пилот катапультировался после того, как начался помпаж – нестабильная работа двигателя. В Бельгии МиГ упал на отдельно стоящий дом, в котором погиб 19-летний парень.
Наиболее курьёзный случай не только беспилотного полёта, но и посадки произошёл в 1970 году в американском штате Монтана. В ходе отработки воздушного боя истребитель F-106 свалился в штопор. Пилот установил взлётную конфигурацию. Это не помогло, и он катапультировался. Самолёт не только самостоятельно вышел из штопора, но и сел на кукурузное поле.
Служба спасения долго не хотела верить фермеру, которому принадлежало поле. Всё же, в конце концов, его звонок перенаправили на авиабазу, с которой взлетел F-106. Там особо не заморачивались – попросили никого не приближаться к самолёту до тех пор, пока не кончится топливо (двигатели продолжали работать ещё около двух часов). После обследования оказалось, что повреждения самолёта были минимальными.
В России в 2021 году самолёт Су-35 практически самостоятельно – лётчик катапультировался на 4-й минуте полёта – перелетел из Комсомольска-на-Амуре на Сахалин. Там кукурузного поля не нашлось, и самолёт разбился.
Всего насчитывали 8 случаев самостоятельных полётов самолётов после того, как их покинули пилоты. Случай с F-35 стал девятым.