Не успели европейские СМИ порадоваться падению спотовой цены на 1 000 кубометров газа ниже 1 000 долларов, как агентство «Bloomberg New Energy Finance» выпустило исследование, согласно которому поставки американского сжиженного газа в Европу не смогут в полной мере заместить нехватку, вызванную диверсией на балтийских трубопроводах. Причин этому три: нехватка СПГ в США, недостаток мощностей по переработке сжиженного газа в Европе и наличие премиального азиатского рынка. Совокупное действие этих факторов выразится в дефиците десятков миллиардов кубометров газа.

Американцы опасаются

американский спг не сможет компенсировать прекращение поставок из России

Танкер для перевозки сжиженного природного газа

Исследование BNEF ценно тем, что напрочь лишено политической и пропагандистской шелухи. Аналитики прямо пишут: США резко нарастили экспорт СПГ в Европу, но тамошние цены оказывают сильное давление на цену газа внутри США. Федеральная комиссия по регулированию энергетики уже грозно заявила, что в Новой Англии зимой может случиться дефицит газа. Это предупреждение нацелено не на потребителей, а на экспортёров. Власти фактически заявляют: при первых признаках нехватки или резкого повышения цены газа в США экспорт будет ограничен.

В этом плане приводится ситуация с пожаром на заводе «Freeport» в Техасе. Из-за него производство СПГ в США выросло на 12% меньше прогнозируемого, то есть американский экспорт мог подрасти ещё, но в приоритете оказался внутренний рынок.

Европейская немощь

Вторая проблема заключается в том, что в Европе недостаточно мощностей по приёму и переработке СПГ. К примеру, правительство ФРГ на протяжении всего 2022 года бодро рапортовало о вводе в строй новых причалов для разгазификационных судов и трубопроводов, соединяющих их с газопроводной системой страны. К концу года заработают 6 таких причалов и судов. Однако их суммарная мощность составляет 30 миллиардов кубометров, тогда как для внутреннего потребления Германии необходимо порядка 80 – 90 млрд. куб. м. При этом аренда разгазификационных судов и строительство причалов, конечно, будут включены в и так неподъёмную цену газа.

Подобная картина с мощностями по приёму и переработке СПГ наблюдается по всей Европе. Танкеры с газом стоят в очередях ко всем портам, где есть такие мощности. Ограничен и рынок аренды разгазификационных судов – они дороги, а их строительство занимает много времени.

Прибыль превыше всего

Но главным фактором в дефиците газа в Европе может стать Азия. Лето текущего года наглядно продемонстрировало, что вся трансатлантическая дружба легко разбивается более высокой ценой газа на азиатских рынках. В самое острое для Европы время прекращения российских поставок танкеры с СПГ на полдороге разворачивались в Азию.

Для того чтобы полностью покрыть потребности Европы, ей необходимо ввозить 70% импорта мирового СПГ. В момент максимума американских поставок США направляли в Старый Свет 60% своего импорта, однако все контракты были краткосрочными. Аналитики BNEF подчёркивают, что при нынешней разнице цен уже в будущем году доля Европы в мировом импорте, прежде всего зависящем от США, может сократиться с 42% до 35%.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии