Британские поставщики энергии грабят клиентов
Обзор, подготовленный британским правительственным агентством по надзору за рынком энергии «Ofgem», шокировал местную прессу. Оказалось, что абсолютно все компании (всего их 17), поставляющие энергию в частные жилища, нарушают законы и постановления правительства. «Сильные» и «умеренные» недостатки обнаружены в работе 9 компаний. При этом обзор «Ofgem» касается только тех клиентов, которых дипломатично называют «уязвимыми» – бедняков. То есть компании, из-за роста цен на энергоносители и без того декларирующие гигантские прибыли и выплачивающие рекордные дивиденды на акции, пытаются дополнительно обирать незащищённые слои населения.
Изворотливое правительство
Правительство Великобритании, кто бы его ни возглавлял, решает проблему социальной поддержки граждан в условиях энергетического кризиса весьма своеобразно. Денег в бюджете нет. Кроме имевшейся дыры в 50 млрд. футов уже имеется дополнительный долг в 15 млрд. с весьма туманными перспективами получения дополнительных денег. То есть государство не в состоянии частично дотировать ни потребителей энергии, ни её поставщиков.
Поэтому было принято волевое решение – среднее домохозяйство не должно платить за энергию более 2 500 фунтов в год (в предыдущие годы эта сумма составляла примерно 1 100 фунтов). Выглядит такой шаг лишь чуть лучше пресловутого «Взять, и всё поделить!», но другого выхода в распоряжении правительства просто нет. Теоретически, конечно, схема кажется жизнеспособной – все начнут экономить, а со счетами, превышающими 2 500 фунтов, энергокомпании как-нибудь разберутся.
Кроме этой сомнительной перспективы энергокомпании должны сократить или вообще ликвидировать дополнительные траты для «уязвимых» потребителей. Речь о разнообразных поверках и проверках приборов учёта и систем в целом. Пресловутый рынок в виде выбора из нескольких поставщиков в Великобритании на практике сводится именно к выбору компании, которая не берёт денег за какую-то услугу или берёт за неё меньше других. Теперь же «уязвимых» вроде бы избавили от этих трат.
Когда теория расходится с практикой
Потребители, которых поставили перед лицом двукратного роста расходов, решили было хоть как-то обезопасить себя от дальнейшего роста, и начали массово переходить на «прямой дебет» – фактическую предоплату поставок. Только за май – сентябрь текущего года число домохозяйств, предоставляющих энергокомпаниям такой беспроцентный кредит, выросло на 54%. Выросла и сумма – если ранее за годовой дебет платили порядка 700 фунтов, то в 2022 году средний платёж стал на тысячу фунтов больше.
Однако энергокомпаниям этого показалось мало. Причём нажиться они попытались как раз на «уязвимых» клиентах. Способы оказались нехитрыми, но действенными. Например, некоторые фирмы молча увеличили плату за так называемый перерасход.
В домах, где жильцы оплачивают энергию с помощью карты, которая вставляется в счётчик, отпуск энергии не прекращается с исчерпанием средств на карте. Два – три дня могут предоставить либо автоматически, либо по звонку в компанию. Вот на энергию, поставленную в эти дни, и увеличили цену. В результате после пополнения карты с неё сначала списывают долг (по повышенной ставке), и только затем возвращаются на обычную цену.
Почти никто не озаботился сокращением дополнительных платежей. Напротив, представитель компании «Utilita» даже возмутился – компания только работает над этими вопросами, а «Ofgem» уже внёс её в список нарушителей. Остальные компании прокомментировали обзор в этом же ключе. Максимум, они готовы признать недостатки в работе колл-центров и призвать клиентов готовиться к тяжёлой зиме. Их можно понять – никаких санкций за нарушение собственных рекомендаций правительство не предусмотрело.