На сайте Всемирной торговой организации (ВТО) опубликован текст претензии, выдвинутой Евросоюзом к России. ЕС, являющийся коллективным членом ВТО, жалуется на правила госзакупок, которые якобы дискриминируют иностранных поставщиков. В преамбуле жалобы приводится цифра 290 млрд. евро, и многие издания поспешили объявить её суммой претензий к России. На самом деле эта сумма, точнее, 23,5 триллиона рублей, это общий объём госзакупок, к которому тем или иным образом (всего их три) не допустили европейские компании. ЕС требует снятия ограничений, Россия утверждает, что они полностью соответствуют международным нормам.

Санкции, контрсанкции и импортозамещение

евросоюз возжелал доступа к российским бюджетным закупкам

Штаб-квартира ВТО в Женеве

То, что деньги не пахнут, известно со времён Древнего Рима. Но в последние век-полтора цивилизованные демократические страны развили эту максиму до «деньги не пахнут, пока они идут в правильные карманы». Не пахнут деньги кровавых диктаторов вроде Каддафи или Хуссейна, не пахнут деньги Венесуэлы – до тех пор, пока они находятся в распоряжении западных банков.

Как только владельцы хотя бы намекнут на необходимость возвращения, деньги сразу же становятся предельно токсичными и оказывается, что выпускать их из рук банкиров нельзя. В идеальной ситуации банкиры должны распоряжаться всеми деньгами и следить за тем, чтобы каждый доллар был потрачен правильно.

С Россией в этом отношении дела обстоят совсем плохо. Собранные диктаторскими методами бюджетные деньги тратятся на территориальные захваты, войну в Сирии, отравления, запугивание оппозиции, создание нового оружия и прочие недостойные цели. При этом гигантские суммы проходят мимо прогрессивного человечества из-за политики импортозамещения.

Прибегать к такой политике Россия стала отнюдь не от хорошей жизни, а из-за санкций, которые Запад вводит фактически непрерывным потоком. Из-за нехватки товаров, материалов и комплектующих приходится развивать собственное производство. В условиях рыночной экономики поступать, как товарищ Сталин – обязать министра построить к указанной дате указанные заводы – нельзя. Российские власти поступают рыночными методами: стимулируют отечественных производителей ценами и отсекают от некоторых закупок западных поставщиков.

И тут грязные российские деньги становятся вполне приемлемыми и появляется желание их заработать. Желание понятно – даже несколько процентов от 290 млрд. евро составляют очень изрядный куш.

В чём обвиняют Россию?

Прегрешения российских властей сводятся в три группы: ценовую и две, условно говоря, географических.

  • Занижение цен госконтрактов. Это самая главная обида для западных компаний. Министерства и ведомства выставляют цены, которые на 15% (на электронику и компоненты на 30%) ниже рыночных. Зарубежные участники такие цены предложить не могут, торги выигрывает российский поставщик, которому потом доплачивают недостающие проценты. Придраться невозможно: просто заказчику захотелось премировать исполнителя заказа, и никто не вправе его в этом обвинять.
  • Лицензии на экспорт продукции машиностроения. В этом случае речь о российской продукции, в которой ощущается нехватка. Продать такую продукцию на Запад можно, но нужна специальная лицензия, которую дают не всем и не всегда. Смехотворное обвинение именно со стороны Запада – некоторые ограничения на продажу товаров России действуют ещё со времени СССР, которого уже 30 лет как нет.
  • Национальные квоты. Порядка 300 групп товаров должны преимущественно закупаться в России. В списке практически всё, от текстильной продукции до транспортных средств. Квоты составляют до 90%. Западные страны тоже поддерживают собственных производителей. В несколько иных формах, но сути это не меняет.

Так что претензии беспочвенны. Другое дело, конечно, отношение международных организаций к России – их решения часто не содержат и тени объективности. В любом случае решение будет не завтра. Агентство Bloomberg оценивает минимальный срок рассмотрения жалобы в три года.

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии