26 июня в Стамбуле стартовала амбициозная стройка – начали рыть канал, практически параллельный проливу Босфор. 50-километровая водная артерия обойдётся стране во внушительную сумму, однако дивиденды от неё настолько очевидны, что президент Эрдоган не остановится перед большими тратами. С политической точки зрения канал, без затей названный «Стамбулом», может нести некоторые риски для причерноморских стран и, прежде всего России, однако преувеличивать их не стоит. В Конвенции Монтрё, регламентирующей движение через Дарданеллы и Босфор, есть пункт, ограничивающий тоннаж военного флота, находящегося в Чёрном море. На этот пункт никакой новый канал не влияет.

Канал «Стамбул»

канал стамбул не отменяет конвенцию монтрё

Схема канала «Стамбул» — он обозначен красной линией

Строительство нового канала началось со строительства моста через него, что весьма логично – строить мост на суше дешевле и выгоднее. Всего через канал «Стамбул» пройдут 6 мостов. Глубина канала — 25 м, ширина – 150. 50 километров копать не придётся – трасса канала пройдёт через крупное водохранилище Сазлыдыре и три озера. Одно из них – Дурусу – обеспечивает водой Стамбул, поэтому местные власти, несмотря на все выгоды канала, выступает против его строительства.

Турецкое правительство считает, что стройка обойдётся в 10 млрд. долл., зарубежные специалисты говорят о сумме в 20 и даже 25 млрд. – крупные инфраструктурные проекты очень часто дорожают по ходу реализации. Но при запланированной пропускной способности в 85 000 судов, годовая выручка он «Стамбула» запросто превысит 1 млрд. долл. Сейчас проход одного судна по Босфору стоит в среднем тысячу долларов.

Конвенция Монтрё

Президент Эрдоган, конечно, не был бы самим собой, если бы сразу не заявил, что канал «Стамбул» — это совсем другое, и его Конвенция Монтрё не касается. Принятая ещё в 1936 году в Швейцарии конвенция, действительно, в большей части посвящена регламентации транзита военных кораблей только через Босфор и Дарданеллы. В документе указано, что для лёгких кораблей (даже калибр пушек указан) и субмарин из стран, не омываемых Чёрным морем, проливы открыты. Линкоры, например, проводить можно, а авианосцы нельзя. Подозревают, что мощное вооружение на советские и российские авианесущие крейсера устанавливается для того, чтобы считать их боевыми кораблями, с которых что-то может взлетать, но эта функция вспомогательная.

Если рассматривать только эту часть конвенции, то действительно, по будущему каналу Турция сможет пропускать любые корабли. Но в документе, подписанном черноморскими странами, а также Францией, Великобританией, Югославией, Японией и Австралией в Монтрё, есть пункт об общем тоннаже кораблей. Согласно этому пункту общий тоннаж находящихся в Чёрном море кораблей нечерноморских стран не может превышать 30 000 тонн в мирное время и 45 000 тонн в военное, да ещё и срок пребывания ограничен 21 днём. Это чётко прописано в Статье 18 и не зависит от того, попали корабли в море через проливы или через канал.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии