Трёхсторонние переговоры правительств Великобритании, Гибралтара и Евросоюза, состоявшиеся 12 апреля в Гибралтаре, похоже, достигли успеха. Представители Евросоюза реализовали своё стратегическое преимущество в численности бюрократов. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон вынужден был свернуть переговоры и отправиться на Британские острова, где его ожидают более важные, с точки зрения метрополии, дела. Между тем договорённость о присутствии в аэропорту Гибралтара испанских пограничников и таможенников в иные времена вполне могла стать причиной полномасштабного правительственного кризиса. Шутка ли – Великобритания поступается частью суверенитета на одной из немногих оставшихся колоний.

Важная скала на стыке Средиземноморья и Атлантики

на расстоянии плевка от соглашения гибралтар прикроет границу

Главный министр Гибралтара Фабиан Пикардо

Гибралтар издревле был, наряду с Сицилией, африканским берегом и Александрией, одной из ключевых точек Средиземноморья. С 1713 года скалой на южном краю Пиренейского полуострова владеет Великобритания. Ранее стратегическое преимущество Гибралтара заключалась в возможности не впускать и не выпускать корабли в Средиземное море и из него посредством обычной артиллерии.

Сейчас можно утопить неугодное судно с расстояния в тысячи километров, и значение Гибралтара стало чисто политэкономическим. До Брексита жители Гибралтара были самыми ярыми британцами – в соседней Испании уровень жизни был ниже. После выхода Великобритании из ЕС оказалось, что Гибралтару интереснее остаться в составе Евросоюза. Так местные и проголосовали. Получилось, что кусок испанской земли формально принадлежит Британии, а экономически и юридически входит в Евросоюз.

Пограничный сыр-бор

На бумаге вся история с более низкими европейскими налогами, отсутствием НДС и прочими атрибутами счастья выглядела прекрасно. На деле непонятным статусом Гибралтара сразу стали пользоваться прожжённые дельцы. Аэропорт Гибралтара обслуживает 15 000 человек в сутки. А население этого клочка земли со всеми натяжками (часть якобы населяющих скалу испанцев приезжает только на работу) едва превышает 30 000 человек.

В 2016 году испанцы попытались ввести между своей территорией и Гибралтаром пограничный контроль. Но формально полуостров остался в составе ЕС, поэтому Брюссель выступил против. Испанцам пришлось мириться с потоком граждан, бесконтрольно следовавшим на их территорию. Граждане и их багаж были явно не простыми – кому захочется без очень веских причин делать крюк через всю Европу?

Долгожданное соглашение?

Дело усугублялось ещё и тем, что Лондону Гибралтар теперь не особо нужен. Полуостров получил всю возможную независимость и самостоятельность. База Королевского флота на нём действует, но она и раньше обладала экстерриториальностью. Разборки с Испанией в планы Великобритании точно не входили. Но гибралтарцы являются подданными короны, поэтому обратить на них внимание пришлось.

На четырёхсторонних переговорах Кэмерон, глава Гибралтара Фабиан Пикардо (именно он заявил, что стороны находятся «на расстоянии плевка» или поцелуя от урегулирования), министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес и вице-президент Еврокомиссии Мареш Шефчович вроде бы договорились, что испанские пограничники и таможенники теперь будут дислоцироваться в аэропорту Гибралтара.

Над аэропортом вместе с британским и гибралтарским будет поднят испанский флаг. Граница станет шенгенской, то есть испанцы смогут проводить полный паспортный и таможенный контроль. Для Британии это, безусловно, утрата части полномочий, но в Лондоне сейчас не до особых проявлений гордости. Проблема Гибралтара временно устранена. И устранена по-британски – со временем можно будет вспомнить о статусе территории и потребовать обеспечить самостоятельность средиземноморской скалы.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии