Актриса Лия Ахеджакова не всегда играет одинаково
Лия Ахеджакова, которая, согласно меткой эпиграмме Валентина Гафта, всегда играет одинаково, в 84 года доигралась. Театр «Современник» снял с репертуара все спектакли, в которых была задействована Лия Меджидовна. Актриса уже пролила литры крокодиловых слёз по поводу лишения её трудовой копейки. Её высказывания по поводу Специальной военной операции наконец-то были оценены по достоинству – теперь Ахеджакова может выступать в роли спикера ООН. Как и все остальные персонажи подобного толка когда-то всенародно любимая актриса может стать звездой российской оппозиции, но в этом сегменте рынка лицедеев ей придётся столкнуться с куда более жёсткой конкуренцией.
Порода – советская актриса
Лия Ахеджакова является плотью от плоти или, если угодно, типичным порождением советского театра. Папа – главный режиссёр провинциального театра в Майкопе, мама – актриса того же театра. Само собой, дочке таких родителей даже при отсутствии минимальных данных была уготована артистическая карьера. Мало того, в подростковом возрасте Лия Ахеджакова написала письмо Сталину с просьбой наделить маму и тётю редким лекарством от туберкулёза. Вождь вошёл в положение девчушки. Ахеджакова-тётя умерла в 1986 году, мама Лии Меджидовны дожила до 1990 года.
Наверное, с этого выделения дефицитного лекарства и началась оппозиционность Ахеджаковой. Правда, некоторые недоброжелатели именуют эту оппозиционность гнилью. Низкорослая безголосая актриса провинциального театра, едва годящаяся на роль травести, 30 лет играла в «театре не для всех». В открытых источниках можно найти упоминание спектакля «Квартира Коломбины», где она под выдающейся режиссурой Романа Виктюка играла целых четыре главных роли. Четыре главных роли Ахеджакова сыграла и в фильмах Эльдара Рязанова, принесших ей всенародную известность.
Дорога под уклон
С наступлением перестройки Ахеджакова рванула в первые ряды разоблачителей преступного коммунистического прошлого. Прославилась она призывами расстрелять сторонников Верховного Совета РСФСР во время его конфликта с Борисом Ельциным. Её истерические вопли, призывавшие уничтожить красно-коричневую угрозу танками, тогда покоробили даже верных сторонников «демократии».
А дальше, как пелось в известной песне, закружилось, понеслось. Сказав «А», Лии Меджидовне пришлось защищать НТВ, Ходорковского, «Пусси Райот», Навального и прочую нечисть, выступавшую против России. Закономерно актриса докатилась и до дискредитации государства и его Специальной военной операции.
«Где же мне харчеваться?»
Самое удивительное это то, что государство уважало и кормило Лию Меджидовну при всех исторических перипетиях и колебаниях её взглядов. И платило ей далеко не копейки. Со всеми надбавками, доплатами и прочими «выходными» (платой за выход на сцену, составляющей десятки тысяч рублей), актёры ведущих московских театров, в том числе и «Современника» Ахеджаковой, получают сотни тысяч. Неподдельное удивление Ахеджаковой понятно – она фактически ни за что, за три спектакля в месяц и пару поездок в регионы с пятизвёздочными отелями и перелётами в бизнес-классе, получала полмиллиона, а теперь будет получать нищенскую, по её понятиям, пенсию.
Непонятно другое – почему государство, пусть и в лице уполномоченных представителей, в течение как минимум полутора десятилетий спонсировало деятельность откровенной бездарности, публично выражающей антигосударственные взгляды. И лишь в годовщину начала спецоперации у кого-то во властных эшелонах хватило духу оторвать Ахеджакову от пухлого бюджетного пирога.