Последний день июля ознаменовался решением правительства расширить список портов на трассе Северного Морского пути, на которые распространяются каботажные бюджетные субсидии. Если раньше бюджетные компенсации могли получить суда, перевозящие грузы через порты Санкт-Петербурга, Восточный или Владивосток, то теперь к этому списку добавили Архангельск, Диксон, Певек, Магадан, Находку и Петропавловск-Камчатский. Мера правительства может показаться копеечной, но на деле это очередной шаг в развитие Севморпути как революционного морского транспортного коридора.

Связь России с Сибирью

диксон певек магадан и петропавловск камчатский стали субсидируемыми портами

Правительство ставит акцент на развитии внутрироссийских перевозок

В парадигме глобальной рыночной экономики 1980 – 1990-х годов Северный морской путь воспринимался как игрушка коммунистической власти. Зачем тащить грузы из европейской части России в Сибирь, если можно воспользоваться куда более удобными маршрутами через тёплые южные моря?

Наступили суровые – как тогда считали – нулевые годы, и оказалось, что задуманный ещё при десятикратно проклятом И. В. Сталине Севморпуть является самой дешёвой и надёжной связью европейской части России с Сибирью. Пропускная способность Транссиба и БАМа, при всём уважении к этим величайшим стройкам в истории мировой цивилизации, не позволяет обеспечивать товарообмен даже внутри России, не говоря уже о межгосударственной торговле. Более того, стоит озвучить крамольную для либеральных экономистов и журналистов мысль: даже с уменьшением населения Сибири и Дальнего Востока имеющиеся транспортные артерии не могут обеспечить товарооборот между европейской и азиатской частями России.

«Мы рубим канаты…»

Постановление Правительства России касается исключительно перевозок атомным контейнеровозом «Севморпуть». Примерно за два месяца это судно успевает пройти круговой рейс Санкт-Петербург – Владивосток и обратно. До постановления «Севморпуть» проходило один рейс в сезон с приличной рентабельностью, перевозя примерно 8 500 тонн в оба конца. Теперь же в Росатомфлоте заявляют, что объём перевозок может без особого напряжения вырасти до 20 000 тонн.

Возможно, главное – направление перевозок. Правительство старается спонсировать не экспорт в Китай или страны Юго-восточной Азии, а перевозки внутри России. Как и в случае с выловом рыбы на Дальнем Востоке, перевозки грузов по Севморпути впервые с 1970-х годов становятся не просто выгодными для российских моряков, а стратегической задачей российского правительства. Причём решение задачи по включению шести новых портов в Северный морской путь обходится в копеечную для российского бюджета сумму в 789 миллионов рублей. И часть грузов, намеченных к транспортировке, являются крупногабаритными или уникальными, то есть стоимость их перевозки оценить вообще крайне сложно.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии