Кабинет министров отправил в Госдуму проект бюджета-2025
Впервые в истории России проект бюджета на следующий год (а это тысячи страниц) не привезли в Государственную Думу фельдъегерской связью. Не занимались доставкой важнейшего финансового документа и сотрудники аппарата Кабмина. Вместо этого в последний день сентября вполне в духе времени проект бюджета переслали законодателям в электронной форме под наблюдением журналистов. Содержание этого документа оказалось не менее интересным, чем процедура его пересылки. Государственные расходы Российской Федерации значительно вырастут, но при этом бюджетный дефицит планируют держать в рамках погрешности, а кубышка Фонда национального благосостояния (ФНБ) пополнится куда более значительной суммой, чем в текущем году.
Общие параметры бюджета на 2025 год
Вначале следует сделать оговорку: правительство вместе с параметрами бюджета на следующий год разработало, как положено по закону, и прогнозные показатели бюджета до 2027 года включительно. Понятно, что в динамичной, если не сказать турбулентной ситуации точно предсказать, как будет развиваться политическая и экономическая обстановка, невозможно.
Ключевым «термометром» настроений правительства может являться разве что прогноз роста экономики. Он далёк от пессимизма, но и особых прорывов не обещает. Правительство М. Мишустина исходит из того, что рост экономики будет находиться в пределах 2,5 – 2,8% в год. С учётом, мягко говоря, немалой инфляции такой прогноз предполагает сохранение и усиление влияния государства на экономику.
В государственный бюджет предполагается собрать 40,3 трлн. рублей. Это значительно превышает прогноз бюджета-2024. Согласно прошлогоднему документу, доходы бюджета должны были находиться в районе 33,5 трлн. руб. Такой рост, однако, не означает усиления налогового пресса или национализации крупных предприятий.
Снова сработает старое доброе бюджетное правило – бюджет посчитали исходя из цены нефти в 60 долл. за баррель. Соответственно, то, что выше, а это не только нефть и газ, просто подверстали в доходную часть. Да и несырьевой экспорт внесёт свою лепту – планируется, что он вырастет почти на треть.
Потратить планируют ещё больше. Расходы должны составить 41,5 трлн. руб. Несерьёзный дефицит профинансируют за счёт государственных займов и возможного превышения цен на энергоносители относительно прогнозных. Всё, что свыше, отправится в ФНБ и резервный фонд Кабмина.
Куда будут тратить?
В нынешних обстоятельствах, конечно, серьёзная часть бюджетных расходов избегает особой конкретики. Раздел «Национальная оборона» содержит цифру 13,5 трлн. руб. Какие траты ожидают страну в этой сфере, предсказать невозможно. Исходя из количества находящихся за решёткой бывших высокопоставленных чиновников Министерства обороны, тут ещё и сэкономить получится.
Главное – ни одна из социальных выплат не будет сокращена. Напротив, все они будут увеличены. Примерно по полтора триллиона выделят на материнский капитал и «детские» выплаты. Предусматривается увеличение выплат на поддержку увеличения рождаемости. Также вырастут государственные расходы на здравоохранение, образование и пенсии.
Национальные проекты
Раздел финансирования национальных проектов должен заставить задуматься региональные власти. Он не вырастет ни на рубль. В предыдущие годы нацпроекты финансировались близко к идеалу, однако поставленные перед ними цели пока ещё теряются в дымке расстояний. Наоборот, «регионалы» настойчиво просят увеличить финансирование нацпроектов, оперируя суммами в сотни миллиардов рублей. Им настойчиво дают понять – дополнительного финансирования не будет. В конце 2024 – начале 2025 года истекают сроки реализации многих проектов. Вполне возможно, что вслед за Министерством обороны «лучшие» кадры рискуют потерять и другие ведомства.